Право правой руки пдд

Многих автолюбителей интересует, как действует правило ПДД – помеха справа. Об этом многие говорят, но зачастую информация очень противоречива и не может трактоваться однозначно. Это пугает и запутывает новичков. Хотя, на практике это наиболее простое положение правил, вытекающее из простой логики. Также именно оно делает передвижение по дорогам значительно безопаснее. Поняв один раз, как работает правило, вы избавитесь от многих проблем. Но, всегда помните о правиле 3Д – Дай Дорогу Дураку. Даже если вы правы, пропустите человека, который не знает правил, целее будете. Пожалуй, это единственный случай, когда правило правой руки не действует.

Содержание

Закон

Правило ПДД — помеха справа в законе прописано довольно странно, точного упоминания тут нет, но применяется оно сразу в нескольких пунктах правил:

  • 8.4 – при маневрах перестроения из одной полосы в другую следует пропустить все автомобили, двигающиеся справа без изменения полосы движения, а также выполняющие взаимное перестроение;
  • 8.9 – на перекрестках без знаков приоритета, а также если очередность проезда не оговаривается другими пунктами правил;
  • 13.11 – на равнозначных пересечениях.

Это основное, что нужно знать водителю. Также имеются определенные дополнения и нюансы применения данного правила на практике. Именно от этих особенностей зависит безопасность движения.

Перекрестки

Тут правило правой руки может действовать, как в случае с равнозначными перекрестками, так и с определенным расположением главной дороги. Давайте посмотрим наиболее распространенные варианты проезда:

  • Самый простой вариант – на перекрестке без знака приоритета справа приближается автомобиль. В этом случае, вы просто пропускаете его. Причем действует это в основном при дальнейшем движении прямо или налево. При повороте направо пропускать придется только при пересечении траекторий;
  • Сложнее разобраться в случае со знаком «Главная дорога», особенно, если она на перекрестке изменяет направление. Но, на практике все довольно просто. Правило «правой руки» тут применяется только при уходе главной дороги направо. В этом случае водитель при съезде с нее, то есть при повороте налево или прямолинейном движении, должен пропустить приближающееся по главной (справа) транспортное средство.

Собственно, из всего этого необходимо запомнить, что при движении по равнозначным дорогам, водитель должен пропускать авто, находящееся справа от него.

Самым сложным вариантом будет встреча на равнозначном перекрестке четырех машин, которым нужно проехать прямо. По правилам, они все являются помехой друг другу. Решается этот вопрос просто, проехать должен кто-то один. Обычно решают очередность жестами или миганием фар (означает – пропускаю), как только проедет один водитель, то перекресток пересекают и остальные по часовой стрелке.

В любом случае, при подъезде к перекрестку сложного типа смотрите по сторонам, и будьте готовы остановиться в случае, когда вас не пропустят. Если не можете определить приоритет дороги по которой передвигаетесь, такое не редкость, то обязательно пропускайте всех людей, приближающихся справа. Единственный случай, когда нет необходимости смотреть направо – выезд на дорогу с поворотом в ту же сторону, так как пересечения траекторий с транспортом, двигающимся справа, просто нет.

Перестроения

Другой вариант, часто встречающийся на дороге – перестроения. Здесь также уместно использовать правило «помехи справа». Для большего понимания ситуации рассмотрим конкретный пример. Возьмем дорогу с двумя полосами в одну сторону. По ней в разных полосах едут 2 автомобиля. Если водитель машины, которая движется в левой полосе, пожелает перестроиться, то ему потребуется включить правый поворот, и пропустить авто, движущиеся справа от него. Это практический пример использования правила на дороге.

В более сложном случае перестроение производится взаимно. И тут опять сначала перестраивается автомобиль, который находится справа. Только после этого начинает смену полосы другая машина. Но, тут опять следует убедиться в отсутствии помех.

При перестроении из левого ряда всегда убеждайтесь в отсутствии помехи справа. Так вы значительно снизите риск попадания в ДТП. Помните, что попутный автомобиль может быть в мертвой зоне, поэтому не делайте резких маневров, чтобы не доставить проблем другим участникам движения.

Когда не применяется

Существует несколько моментов, когда данное правило не используется. Связано это с действием других правил. Давайте посмотрим, когда не нужно обращать внимания на помеху справа:

  • Светофор или знаки приоритета. В этом случае ориентироваться на помехи практически не приходится. Обычно потоки на таких перекрестках разводятся по сторонам, чтобы не создавать дополнительных заторов;
  • Трамваи необходимо пропускать всегда. Даже если вы являетесь для них помехой справа. Этот вид транспорта обладает особым статусом;
  • Автомобили со спец. сигналами. Они обладают преимуществом при проезде по любым перекресткам, даже под запрещающий сигнал светофора. Помеха такому автомобилю может привести к серьезным штрафам.
Это интересно:  Предмет метод и принципы гражданского права

Как видите, правило «правой руки» не всегда работает. Обязательно учитывайте эти моменты.

Заключение. Законодательство, регулирующее дорожное движение достаточно сложное. Но, оно подчинено определенным принципам, если понять, как это работает, то особых проблем с ним не будет. Поэтому, правило ПДД – помеха справа требует в первую очередь осмысления. Если разобраться в действии его на практике, то никаких особых затруднений в процессе активной езды по улицам не возникнет. Причем это одно из самых простых правил.

Правило «правой руки»

ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»

ПДД В СИТУАЦИЯХ

ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»

Продолжаем начатую в четвертом номере рубрику «ПДД в ситуациях». По статистике ГАИ наиболее аварийными считаются перекрестки и перестроение транспорта. Это подтверждает и читательская почта. Правда, в большинстве писем не вопросы о том, как правильно проехать перекресток или сменить полосу движения. В них просьбы разобраться в последствиях ДТП. Печально, но водители путаются порой в элементарных понятиях. Оттого их поведение на дороге становится непредсказуемым.

Сегодня рассмотрим три, как говорится, случая из практики. Простыми они кажутся лишь на первый взгляд. На самом деле с них начинаются многие аварии. Разобраться в тонкостях ситуаций и на этот раз нам помогут специалисты Научно-исследовательского центра ГАИ МВД РФ.

Параллельно едут две машины. Ситуация 1. Обе машины практически одновременно подали сигнал о перестроении (фото 1). Ситуация 2. Правая машина, двигаясь впереди, начала перестроение, а левая продолжает движение в прямом направлении (фото 2). Ситуация 3. Правая машина едет прямо, а левая, двигаясь впереди, начинает перестроение (фото 3). Кто должен уступить дорогу в каждой из ситуаций? Применимо ли здесь определение «помеха справа»?

НИЦ ГАИ: Согласно пункту 8.4 ПДД, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении двух автомобилей, движущихся попутно, тот, что находится справа, имеет преимущество. Поэтому в первой ситуации водитель левого автомобиля, имея помеху справа, должен уступить. В двух других — дорогу уступают те машины, водители которых хотят перестроиться на соседнюю полосу движения. Разумеется, о «помехе справа» здесь речи быть не должно.

На наших дорогах подобные ситуации — не редкость, при этом почему-то многие забывают, что перестраиваться надо, не создавая помех (то есть не вынуждая других изменять направление движения или скорость). Самый обычный пример. На забитых транспортом улицах обязательно найдутся «умники», полагающие, что «автослалом» позволит им быстрее приехать из пункта А в пункт В. На самом деле они прокладывают маршрут к неизбежному ДТП. Причем неприятности поджидают их (и не только их) при «подрезании». Водитель, перед которым неожиданно появился автомобиль, вынужден тормозить. Если следующий за ним не соблюдал дистанцию, что в условиях напряженного движения случается часто, а порой и неизбежно, то. Конечно, последнего обвинят в несоблюдении пункта 9.10, но к ответственности должны привлечь и инициатора аварийной обстановки. Для этого нужно запомнить и занести в протокол номер машины лихача. Если он скрылся, а свидетели могут подтвердить его вину, то отвечать ему придется и за то, что оставил место происшествия. В этом случае суд признает и учтет отягощающие обстоятельства и «спортсмену» придется оплачивать большую часть ремонта.

Кстати, мы недаром в двух последних ситуациях упоминаем «помеху справа». Еще находятся инспекторы, «со знанием дела» обвиняющие пострадавших в том, что они не уступили дорогу. Следовательно, вина будто бы обоюдная и. разъезжайтесь, господа-товарищи. Не так это, не так.

И последнее. Не забывайте про пункт 9.4, запрещающий на загородных дорогах занимать левый ряд при свободном правом. Это требование распространяется и на населенные пункты, если дорога обозначена знаками 5.1, 5.3 или на ней разрешено движение со скоростью более 80 км/ч.

Перекресток с круговым движением. По дороге с двумя полосами в одном направлении автомобили выезжают на круг, где уже находятся машины, траектория движения которых пересекает их путь. По какой траектории должны выезжать на круг машины из разных рядов? Кто должен уступить дорогу (фото 4)?

НИЦ ГАИ: Согласно пункту 8.5 ПДД, водители, въезжающие на перекресток, где организовано круговое движение, не обязаны перестраиваться на крайнюю правую полосу проезжей части. Они могут продолжать движение по той полосе, которую занимали при подъезде к перекрестку. При въезде же на перекресток очередность проезда регламентирует пункт 8.9, который гласит: «. когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». На самом же перекрестке действует пункт 13.11: «На перекрестке равнозначных дорог водитель. обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Итак, суть обоих пунктов одна: дорогу уступает водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

При въезде на перекресток с круговым движением водитель может не подавать сигнал поворота, поскольку дорога не меняет направления. В то же время при выезде с перекрестка пункт 8.1 обязывает водителей включить сигнал.

Это интересно:  Как получить водительские права после лишения

На фото 4 показано по существу пересечение равнозначных дорог. В Москве в большинстве случаев круговое движение организовано именно так. Соответственно автомобили, движущиеся по кругу, должны уступать дорогу тем, кто въезжает на перекресток. В других городах перед пересечением с круговым движением нередко устанавливают знак 7.13 «Направление главной дороги» (фото 5). Если на нем главной дорогой обозначено движение по кругу, то, разумеется, уступают те, кто находится на второстепенной.

Нерегулируемый перекресток с трамвайными путями. Ситуация 1. На него одновременно с трамваем с противоположных направлений выезжают автомобили. Ситуация 2. То же самое, но перед выездом на перекресток для трамвая установлен знак: «Уступите дорогу». Кто должен уступить?

НИЦ ГАИ: В первой ситуации (фото 6), на перекрестке равнозначных дорог, пункт 13.11 ПДД дает преимущество трамваю. Безрельсовые транспортные средства (автомобили) должны уступить ему дорогу. Если же трамвай (фото 7) выезжает на перекресток со второстепенной дороги (вторая ситуация), то, согласно пункту 13.9 ПДД, преимущество у автомобилей. Причем трамвай должен уступить дорогу независимо от дальнейшего движения автомобилей. Другими словами, не важно, продолжат ли они движение по главной дороге или свернут на второстепенную. В любом случае трамвай обязан их пропустить.

Пункт 13.11 также предусматривает, что на перекрестке равнозначных дорог водители и автомобилей, и трамваев должны разъезжаться между собой (трамваи с трамваями, автомобили с автомобилями) по правилу «правой руки»: пропускать транспортное средство, приближающееся справа.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. В следующем выпуске «ПДД в ситуациях» мы вернемся к проблеме проезда перекрестков, ибо это — действительно проблема. Если пару-тройку основных знаков водители помнят (и выполняют), если в «трудных» ситуациях следуют правилу «делай как другие», то на перекрестках в лучшем случае смотрят на светофор. Нерегулируемые же перекрестки — «терра инкогнита» и рассчитывать здесь на осторожность, внимание к участникам дорожного движения не приходится. По «газам» и вперед. В неизвестность.

Вспоминаем ПДД — правило помехи справа

Многие автомобилисты часто придерживаются не совсем верной формулировки: кто справа, тот и прав. Это неправильное утверждение. Правило «правой руки» применяется на нерегулируемых перекрестках из равнозначных дорог.

Что такое нерегулируемый перекресток:

  • здесь нет регулировщика;
  • отсутствуют светофоры;
  • светофоры есть, но они неисправны.

Равнозначными дорогами являются дороги, имеющие одинаковое покрытие. Это можно определить визуально или с помощью следующих предупреждающих знаков:

  • «конец главной дороги»;
  • «пересечение равнозначных дорог».

Именно на таких участках необходимо соблюдать ПДД в части правила помехи справа. Здесь преимущества остаются за транспортными средствами, движущимися по правую сторону. Водители автомобилей, находящихся слева, всегда уступают дорогу.

Прочие ситуации, где применяется правило помехи справа

На прилегающих территориях

Территории возле жилых домов, торговых центров, рынков, на парковках и автостоянках являются прилегающими к определенному объекту. Здесь также действует правило помехи справа, но оно, к сожалению, в большинстве случаев не соблюдается безответственными автолюбителями.

В спальных районах населенных пунктов, как правило, есть много примыкающих к главной дороге, выходящих со дворов путей. Как понять, что есть помеха справа в данной ситуации, если отсутствуют соответствующие знаки или таблички? Чтобы не было проблем, старайтесь не превышать скорость и будьте готовы уступать всем.

При перестроении

Перестроение может быть:

  • одновременным, когда два автомобиля пытаются перестроиться: один — с правой полосы на левую, второй — с левой на правую;
  • односторонним, когда один автомобиль движется прямо, второй пытается перестроиться на его полосу.

Помеха справа при перестроении действует лишь в первой ситуации. В этом случае водитель с левой полосы может перестроиться в правую только после того, как пропустит транспортное средство справа.

Но, если автомобили движутся по левой полосе прямо и никуда не собираются перестраиваться, то водитель, желающий перестроиться влево, должен пропустить прямо идущие ТС.

Нестандартные ситуации

  • На нерегулируемом инспекторами ГИБДД или светофорами перекрестке с равнозначными дорогами вполне может произойти ситуация, когда действия водителей не попадают ни под правила помехи справа, ни под какие-либо другие ПДД. К перекрестку могут одновременно подъехать четыре автомобиля, которым необходимо, не меняя направления движения, пересечь данный участок. В этом случае приоритет отсутствуют у каждого транспортного средства. Недоразумение должно решиться водителями. Опытные автомобилисты всегда пропустят своих коллег и только после этого начнут движение. Благо, что такая обстановка на перекрестках создается крайне редко.
  • Выезжая с придомовой территории, невнимательный или неопытный водитель может решить, что его автомобиль для всех является помехой справа, и ему обязательно должны уступить дорогу. Так машина может получить удар в бок. Выезд со двора всегда является второстепенной дорогой. Поэтому в данном случае лучше пропустить все ТС, которые передвигаются по главной дороге.

Хорошо, что среди водителей в большинстве случаев соблюдается правило помехи справа. Но на дорогах всегда надо внимательно следить за обстановкой, предупреждающими знаками и сигналами, подающимися другими водителями. Здесь всегда может возникнуть нестандартная ситуация. Поэтому убедитесь, что вам действительно уступили дорогу, и только потом спокойно продолжайте движение.

Это интересно:  Объектами гражданского права являются

Как выглядит помеха справа?

Правило «Помеха справа» знакомо каждому водителю, к нему прибегают во многих случаях:

  • при пересечении нерегулируемых перекрестков и перекрестков равнозначных дорог;
  • при разъездах на парковках и автозаправочных станциях;
  • при одновременном перестроении автомобилей, которые движутся в одном направлении, но по разным полосам проезжей части.

В сегодняшней статье вспомним автошколу и правило «правой руки», — что это такое, когда и как используется, — приведем примеры.

«Помеха справа» — определение

В различных разделах Правил Дорожного Движения имеются упоминания данного требования:

  • ПДД 8.9 — если очередность проезда не оговорена и никак не обозначена соответствующими знаками (Главная Дорога, Уступи Дорогу и т.д), при этом траектории движения транспортных средств пересекаются, предоставить преимущество обязан тот водитель, к которому помеха, в виде другого автомобиля, приближается с правой стороны;
  • ПДД 8.4 — если вы собираетесь совершить маневр перестроения с одной полосы в другую, то обязаны уступить автолюбителям, совершающим подобный маневр и находящимся справа от вас — одновременное перестроение;
  • ПДД 13.11 — на равнозначных пересечениях тоже необходимо руководствоваться данным правилом — в первую очередь пропускают машины, движущиеся по правой стороне, причем не имеет значения их дальнейшее направление — поворачивают налево или едут прямо.

Если сформулировать это все, то получаем такую дефиницию данного принципа помех и преимуществ:

«При условии, что очередность разъезда на определенном участке проезжей части четко не указана, а траектории пересекаются, приоритет в движении принадлежит тем водителям, которые приближаются к вам справа».

Однако, как показывает практика, как раз в таких местах, где очередность не оговорена, и происходит большой процент дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрим наиболее понятные и знакомые всем примеры.

Примеры помех справа

На перекрестке

Итак, самая простая ситуация: вы выезжаете на нерегулируемый перекресток равнозначных дорог.

Приводим три разные ситуации:

  • хотите продолжить движение прямо — уступаете тем, кто находится справа;
  • хотите повернуть направо — пропускаете транспортные средства, движущиеся прямо по пересекаемой вами дороге;
  • поворачиваете налево — пропускаете ТС, движущиеся прямо с противоположного направления и с того, на которое поворачиваете, находящиеся же слева от вас ТС обязаны уступить вам дорогу.

Также, согласно ПДД, на подобных пересечениях безоговорочное преимущество принадлежит трамваям — их нужно пропускать, куда бы они не поворачивали и с какой бы стороны к вам не приближались. Можно привести и другие примеры, но в любом случае уступать нужно тем, кто подъезжает к нам с правой руки, создавая помеху, и при этом траектории пересекаются.

При приближении к Т-образному равнозначному перекрестку, действуйте по той же схеме очередности проезда. Многие ошибочно полагают, что примыкающая к такому пересечению дорога автоматически считается второстепенной, но это отнюдь не так.

Действует такое же правило помехи и на кольцевых перекрестках — очень часто они обозначены табличкой «Главная дорога» (черным отмечен именно сам круг), соответственно водители ТС, находящихся на кольце, обладают преимуществом, но между собой они руководствуются правилом правой руки.

При одновременном перестроении

Весьма распространенная ситуация, вызывающая множество проблемных помех в условиях интенсивного трафика и плотного потока на магистралях больших городов. В данном случае ключевым является слово «одновременное».

Тоже можно привести множество однотипных ситуаций помех:

  • вы продолжаете движение в прямом направлении, не меняя полосы, другой же водитель хочет вклиниться на вашу полосу — уступать ему не нужно (хотя и не запрещено), поскольку он совершает маневр, также не имеет значения, с какой стороны он к вам приближается (справа или слева) — обязан пропустить встречный поток именно он;
  • одновременное перестроение — вы смещаетесь на правую полосу, подъезжая к перекрестку, кто-то же хочет перестроиться влево — уступает тот, у кого помеха справа.

Нужно отметить, что данный маневр является достаточно сложным, особенно когда обзор закрыт проезжающими фурами или автобусами.

Поэтому стоит очень внимательно следить не только за обстановкой, но и за сигналами, которые подают другие водители. То есть прежде, чем двигаться на свою полосу, убедитесь, что вам уступают.

Где правило «правой руки» не действует?

Правило распространенной «Правой руки» не действует в тех случаях, если перекресток является регулируемым, очередность проезда обозначена знаками, на пересечениях равнозначных дорог.

Частая проблема, встречающаяся в населенных пунктах, — спальные районы. Здесь может быть масса примыкающих со дворов подъездных путей к главной дороге, причем определить, являются они второстепенными или равнозначными либо у кого именно помеха невозможно без соответствующих табличек и знаков.

В таких случаях руководствуйтесь пунктом 13.13 ПДД — считайте, что вы находитесь на второстепенной дороге и у вас помеха с правой стороны. Соответственно, на опасных отрезках двигайтесь с минимальной скоростью.

Рекомендуем посмотреть это видео:

Статья написана по материалам сайтов: www.zr.ru, autochainik.ru, avtopravilo.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий