+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовая охрана окружающей среды в промышленности

Читайте также:

  1. Text D. Среды передачи информации
  2. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  3. VI. Развитие отечественной промышленности
  4. Абиотические факторы водной среды.
  5. Абиотические факторы наземной среды.
  6. АДАПТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ
  7. Административно-правовое регулирование промышленности и торговли.
  8. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике
  9. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  10. Анализ влияния внешней среды
  11. Анализ внешней и внутренней среды
  12. Анализ внешней среды

Правовая охрана объектов промышленности и транспорта
Целевое назначение — используются и предназначены: для обеспечения деятельности организаций; эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных задач.
Правовой режим земель промышленности подчинен интересам развития промышленных отраслей хозяйства РФ. Предназначены для размещения объектов промышленности (в целях обеспечения деятельности промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения зданий, строений, сооружений, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования). Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными нормами или проектно-технической документацией. Земельные участки (если они не изъяты из оборота) могут быть предоставлены в собственность всем участникам земельно-правовых отношений для осуществления деятельности в сфере промышленного производства.
Правовой режим транспорта — в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов транспорта предоставляются земельные участки для:
1) ж/д транспорта
2) автомобильного транспорта
3) водного и воздушного транспорта
4) трубопроводного транспорта
Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности. Непосредственная заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. Конечная — обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены главой VII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Уголовная ответственность и правовая охрана окружающей среды в промышленности в рыночных условиях *

Гаевская Е.Ю., доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮА, кандидат юридических наук, доцент.

Круглов В.В., заведующий кафедрой земельного и экологического права УрГЮА, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена уголовно-правовой охране окружающей среды в промышленности в рыночных условиях на современном этапе. В работе определяются основные направления государственной политики в области обеспечения экологической безопасности в промышленности. Авторами рассматриваются основные критерии деградации окружающей среды и проблемы охраны природы в промышленных регионах (на примере Свердловской области). Освещаются вопросы гармонизации санкций за экологические преступления в рассматриваемой сфере. При рассмотрении проблем уголовного законодательства затрагиваются вопросы несовершенства норм экологического и административного права.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологические преступления, уголовная ответственность в сфере природопользования, экологическая безопасность.

Article is devoted criminally to a-right protection of an environment in the industry in market conditions on modern a stage. In work the basic directions to a state policy in the field of maintenance of an ecological security in the industry are defined. Authors consider the basic criteria of degradation of an environment and a problem of wildlife management in industrial regions (on an example of Sverdlovsk area). Questions of harmonization of sanctions for ecological crimes in considered area are taken up. By consideration of problems of the criminal legislation questions of imperfection of norms ecological and administrative law are mentioned.

Key words: preservation of the environment, ecological crimes, the criminal liability in area of wildlife management, an ecological security.

Большое значение в обеспечении правовой охраны окружающей среды имеют уголовно-правовые меры, содержание которых обусловливается многими факторами и обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Существовавшая до 1991 г. в СССР экологическая политика в области природопользования и охраны окружающей среды недооценивала значимость решения экологических проблем и их негативное влияние на социально-экономическое развитие общества в целом, а также на функционирование общественного производства. При этом в процессе хозяйственной деятельности предприятиями зачастую игнорировались нормы и правила охраны природы, а государственные органы не придавали особого значения мерам уголовной ответственности за экологические правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды. Социалистическое государство провозглашало необходимость ускорения научно-технического прогресса, а своевременное решение экологических проблем откладывалось на более позднее время. Декларировалось, что исключительная государственная собственность на природные ресурсы и плановая система хозяйства образуют основу эффективной охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в отличие от существовавшей в капиталистическом мире концепции массового потребления», преувеличения роли рыночной экономики и частной собственности. Каждая социально-экономическая система и определяемая ею экологическая политика претендовали на мировое первенство.

Правовое регулирование экологических отношений развивалось в рамках дифференцированного подхода применительно к охране отдельных природных объектов, порядок и правила, права и обязанности их использования закреплялись без должного учета правовых экологических требований. Наиболее совершенным из числа законов в сфере природопользования на тот период представлялся Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» , построенный на основе комплексного подхода к правовому регулированию общественных отношений. Однако, как показала практика социально-экономического развития, экологические проблемы, в частности, в сфере промышленного производства не получили своего полного решения, в том числе и с помощью уголовно-правовых средств, в странах как с плановой, так и с рыночной экономикой.

См.: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

Все это не могло не отразиться на развитии правового регулирования и законодательства об уголовной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, для уголовной ответственности в этой области было характерно отсутствие в уголовном законодательстве отдельных статей:

а) за загрязнение земель, лесов, недр и других природных объектов промышленными предприятиями и производственными объектами в регионах страны;

б) об экологической безопасности населения и охране окружающей среды в целом;

в) касающихся ответственности должностных лиц, виновных в несоблюдении экологических требований при размещении, проектировании, строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий, сооружений и иных объектов.

Такой подход к государственной экологической политике и законодательству в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в частности к уголовному законодательству за нарушения норм и правил охраны природы, является ошибочным. Несмотря на то что на протяжении последних лет политика нашей страны направлена на защиту природы от преступных посягательств, состояние окружающей среды остается неудовлетворительным и нуждается в улучшении. Сложившееся положение в области охраны окружающей среды и природопользования характеризуется как критическое. Экологическая обстановка представляет реальную угрозу основам жизнедеятельности человека. Характеристика основных компонентов окружающей среды, таких, как атмосферный воздух, водные объекты, почвы, говорит о состоянии их деградации. Под угрозой существования оказалась окружающая среда как естественная среда обитания человека, одним из основных критериев качества и состояния которой является продолжительность жизни и здоровье людей.

Экологический кризис примерно с середины прошлого века стал одной из основных опасностей, которые могут привести к гибели человечества либо к глобальному осложнению большинства социально-экономических и политических отношений; он способен повлиять на изменения геополитических составляющих мира. В условиях происходящей глобализации общественной жизни экологические проблемы вышли за рамки компетенции отдельных стран и являются межнациональными. Загрязнение окружающей среды, ее природных объектов и комплексов в отдельном государстве может привести к непоправимым последствиям для многих стран. Данное явление получило особое название: «экологическая глобализация» — т.е. возможность глобальных экологических последствий в связи с локальными событиями , что представляется вполне справедливым.

См.: Забавко Р.А. Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды // Криминологический журнал БГУЭП. 2008. N 2(4). С. 41.

Произошедшие социально-политические изменения и развитие рыночных отношений оказали свое влияние на федеральное и региональное экологическое законодательство, а также на уголовно-правовые меры охраны окружающей среды. В последнее время решению экологических проблем в сфере промышленного производства уделяется все больше внимания. Как справедливо отмечает О.Л. Дубовик, Россия обладает огромными природными богатствами и играет важную роль в сохранении биологического разнообразия (объектов животного и растительного мира), охране климата, охране вод, что связано с их использованием в промышленности, судоходстве, обеспечением населения России и ряда сопредельных стран питьевой водой, в развитии экономики (добыча и поставка энергоносителей, дерева и иной лесной продукции, фармацевтического сырья), охране атмосферного воздуха путем предупреждения трансграничных переносов загрязняющих веществ и т.п. .

См.: Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминологический журнал БГУЭП. 2010. N 1(11). С. 23.

См.: Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // Российская газета. N 123. 2008. 7 июня.
См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N 1166-р «О комплексе мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 34. Ст. 4210.

Несмотря на то что на протяжении последнего десятилетия политика нашей страны была направлена на защиту природы от преступных посягательств, современное ее состояние, по данным правоохранительных, контролирующих органов и общественных объединений, свидетельствует о необходимости ее дальнейшего совершенствования и оптимизации.

Применительно к уголовно-правовой охране окружающей среды в промышленности следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) впервые ввел отдельную главу 26 «Экологические преступления», в которой сформулированы составы преступлений, связанные, во-первых, с охраной окружающей среды в промышленности. Это ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», устанавливающая уголовную ответственность за существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъясняет, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояние ее объектов, устранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных объектов, деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Также можно назвать ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», предусматривающую ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил. Данные правовые нормы непосредственно касаются охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности на ее отдельных стадиях: размещения, проектирования, строительства (реконструкции), ввода в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, с учетом специфических предъявляемых к ним эколого-правовых требований, направленных на решение задач по охране окружающей среды. Тем самым обеспечивается уголовно-правовая охрана экологических интересов не только в процессе производства, но и на более ранних стадиях хозяйственной деятельности, что имеет, несомненно, существенное значение для правовой охраны окружающей среды и ее отдельных объектов и предупреждения многих негативных последствий.

Это интересно:  Адвокат по международному праву

См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Российская газета. N 223. 1998. 24 ноября.

Во-вторых, в гл. 26 УК РФ закреплены составы преступлений, связанных с загрязнением и порчей отдельных природных объектов. Например, ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод». Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» эксплуатация промышленных предприятий с неисправными очистными сооружениями и устройствами, их отключение, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, сельскому и лесному хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 250 УК РФ сюда относится загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Причем законодательством усиливаются меры уголовной ответственности за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшие по неосторожности смерть человека. Так, ч. 3 ст. 250 УК РФ влечет наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. К уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации, так и иные лица, совершившие данные преступления. К их числу, по нашему мнению, можно отнести работников промышленных предприятий и производственных объектов, эксплуатирующих водоочистное и иное оборудование.

Кроме того, сюда относятся также: ст. 254 УК РФ «Порча земли»; ст. 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр»; ст. 257 УК РФ «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов»; ст. 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений»; ст. 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов». Закрепленные УК РФ составы экологических преступлений сформулированы с учетом естественно-природных особенностей и специфики охраняемых природных объектов, а также включают ряд новых положений, ранее отсутствовавших в уголовном законодательстве и имеющих важное значение для уголовно-правовой охраны окружающей среды в промышленности. Важно отметить, что согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Все это важно для предупреждения экологических правонарушений в промышленности.

Особенно сложное положение в области охраны окружающей среды складывается в промышленных регионах, таких, как Свердловская область. Основным критерием деградации окружающей среды в промышленных регионах страны является загрязнение атмосферного воздуха, почв и водных объектов. По материалам Уральского территориального управления гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха отмечен в таких городах, как Екатеринбург, Первоуральск, Нижний Тагил, Краснотурьинск. Всего в Свердловской области насчитывается 13 неблагоприятных с экологической точки зрения территорий. В данных муниципальных образованиях население наиболее подвержено химической, биологической, шумовой и радиационной нагрузке. Неудовлетворительное качество атмосферного воздуха обусловлено в основном выбросами предприятий металлургического комплекса (43,3%) и предприятий топливно-энергетического комплекса (36,8%), а также выбросами автотранспорта (27%). Наиболее крупные загрязнители — это предприятия металлургического комплекса, которые функционируют на территории Свердловской области . По данным Государственного доклада «О состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2009 году», по сравнению с 2008 г. вредные выбросы в атмосферу от стационарных источников сократились на 11,2%, сброс загрязненных сточных вод — на 10,6%, образование отходов — на 12,4%. Однако снижение негативного воздействия предприятий на окружающую среду было связано не с внедрением экологически безопасных технологий, а со снижением производства в целом на многих предприятиях из-за кризиса .

URL: http://www.svgimet.ru.
См.: Государственный доклад «О состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2009 году». URL: http://www.mprso.ru.

Прокурорские проверки выявляют также нарушения в деятельности органов местного самоуправления, которыми не проводились предусмотренные законодательством мероприятия, направленные на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу. Следует признать, что российские предприятия, к сожалению, проигрывают зарубежным по таким показателям, как выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, образование и использование отходов. Как показывают анализ и изучение практики, в ходе проверок, проводимых прокуратурой Свердловской области совместно с контролирующими органами, выявляются многочисленные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. В числе выявленных нарушений наиболее часто встречаются: отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха; неустановление в местах проживания населения санитарно-защитных зон предприятий, а также факты уклонения предприятий от внесения платы за загрязнение окружающей среды. Так, прокурорами Ленинского района г. Екатеринбурга, городов Кушвы, Нижней Салды возбуждены дела в отношении руководителей ряда предприятий по ст. 8.41 КоАП РФ «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Необходимо также отметить, что судебная практика по делам об ответственности за экологические преступления в промышленности крайне мала; кроме того, 88% лиц, виновных в совершении экологических преступлений, осуждаются к мерам наказания, не связанным с лишением свободы . Данную практику назначения уголовного наказания нельзя назвать превентивной мерой, сдерживающей преступность. Действующим уголовным законодательством практически все экологические преступления относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести. В связи с чем установление имущественных уголовно-правовых санкций для предприятий за совершение экологических преступлений послужит более эффективному достижению целей уголовного наказания, сформулированных ч. 2 ст. 43 УК РФ.

См.: Меркушов А.Е. О практике применения судами законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение норм экологической безопасности. М., 1997. С. 6.

Все это обусловливает необходимость усиления уголовно-правовой охраны окружающей среды в промышленности, что предполагает осуществление ряда необходимых мер.

Во-первых, совершенствование существующих и введение новых составов преступлений, необходимость учета отраслевых, технико-технологических, региональных и иных особенностей промышленного производства при осуществлении предприятиями использования природных ресурсов, а также взаимосвязи использования и охраны отдельных природных ресурсов между собой, с охраной окружающей среды в целом и охраной здоровья населения в процессе природопользования.

Во-вторых, установление уголовной ответственности промышленных предприятий, и прежде всего — их должностных лиц и работников, виновных в совершении экологических преступлений. Важно отметить, что к уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие эти преступления. К их числу, по нашему мнению, можно отнести работников предприятий и производственных объектов, эксплуатирующих водоочистное, очистное и иное оборудование. Более того, Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Эта рекомендация уже реализована, например, в Великобритании и Франции. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления предусмотрена также законодательством ряда штатов США. Указанный опыт необходимо изучить и применительно к Российской Федерации.

В-третьих, необходимо повысить размер санкций, применяемых за экологические преступления, которые должны являться экономически невыгодными для предприятия и соответственно для всех его работников, занятых экологически вредной производственной деятельностью. Следует согласиться, что в настоящее время действуют мизерные штрафные санкции, применяемые к конкретным должностным лицам, которые не могут способствовать восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса . Так, если обратиться к УК РФ, то максимальный размер штрафа за экологические преступления, предусмотренные гл. 26 УК РФ, субъектами которых в будущем могут быть признаны юридические лица, составляет: по ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — до ста двадцати тысяч рублей; по ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — до трехсот тысяч рублей; по ст. 249 УК РФ «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений» — до ста двадцати тысяч рублей; по ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод» — до двухсот восьмидесяти тысяч рублей; по ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы» — до двухсот тысяч рублей; по ст. 252 «Загрязнение морской среды» — до двухсот тысяч рублей; по ст. 254 УК РФ «Порча земли» — до двухсот тысяч рублей; по ст. 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр» — до двухсот тысяч рублей и т.п. Многократное увеличение суммы штрафов, налагаемых на предприятия, способствовало бы выполнению восстановительной функции. Так, например, в Великобритании максимальный штраф за загрязнение окружающей среды, накладываемый судами магистратов, составляет 220 тыс. фунтов стерлингов. Если же дело рассматривается в королевских судебных инстанциях, то они могут присудить ответчику выплату штрафа в неограниченных размерах. Помимо штрафов виновному в нанесении ущерба окружающей среде придется нести издержки по его устранению, которые еще выше штрафов .

В-четвертых, обеспечение тесного взаимодействия мер уголовно-правовой охраны окружающей среды в промышленности с организационно-правовыми, экономико-правовыми, идеологическими и другими мерами в данной сфере. При этом необходимо совершенствование существующей системы органов экологического контроля, системы нормирования в области охраны окружающей среды, мер экономического механизма, направленных на создание действенных стимулов (в частности, совершенствование платы за негативное воздействие на окружающую среду), которые побуждали бы промышленные предприятия внедрять экологически безопасные технологии, и многое другое.

В-пятых, важно учесть положительный опыт промышленно развитых стран, в частности США, а также Германии, Великобритании и других стран — членов Европейского союза. Эти страны весьма обеспокоены ростом преступлений против окружающей среды и их последствиями, которые во все большей степени преодолевают границы государств, где такие преступления были совершены, и представляют собой угрозу для окружающей среды, в связи с чем требуют соответствующей реакции. Опыт таких стран показывает, что существующая система санкций не является достаточной для обеспечения полного соблюдения предписаний об охране окружающей среды. Согласно нормам Уголовного кодекса Германии лицо, которое неправомочно загрязняет воды или иначе причиняет вред, изменяет их свойства, наказывается лишением свободы до 5 лет или денежным штрафом, а при неосторожном преступлении — до 2 лет или денежным штрафом. Предусматривается уголовная ответственность за опасное для природы обращение с отходами. Лицо, которое неправомочно перерабатывает, хранит, переносит или ликвидирует (избавляется иным образом) отходы, которые содержат или могут воспроизвести яды или возбудители общеопасных и распространимых заболеваний людей или животных, являются взрывоопасными, самовозгорающимися или неслабо радиоактивными либо по своему характеру, особенностям или величине способны загрязнить или иным образом на длительный срок изменить воды, воздух или почвы вне предназначенных для этого сооружений или при существенном отклонении от предписанного или разрешенного порядка, — наказывается лишением свободы до 3 лет или денежным штрафом. Очередным шагом в направлении совершенствования уголовно-правовых норм на уровне Европейского союза и входящих в него стран явилось принятие 19 ноября 2008 г. Европейским парламентом и Советом Директивы 2008/99/EC «Об охране окружающей среды уголовным правом» , содержащей значительное число новелл, которые должны быть учтены законодателями стран — членов ЕС.

См.: Дубовик О.Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи и перспективы (влияние идей В.В. Петрова на формирование и реализацию) // Экологическое право. 2009. N 2/3.

Это интересно:  Адвокат по таможенному праву

Таким образом, уголовно-правовая охрана окружающей среды в России на современном этапе определяется социально-политическими, эколого-экономическими условиями, учитывает преемственность, новые тенденции в развитии уголовного и экологического законодательства, а также должна согласовывать нормы об уголовной ответственности российского законодательства с нормами международного права.

Охрана окружающей среды в промышленности, энергетике и при военной деятельности

Правовая охрана природной среды на стадиях хозяйственного процесса

Механизм экологического права действует одновременно в экономике и экологии. Эколого-хозяйственные отношения включают три элемента: хозяйствующий субъект, хозяйствующий объект и хозяйственное пространство. Приоритет экологии над экономикой приводит к тому, что охрана ОПС становится принципом хозяйственной деятельности любой экономической единицы. Этот принцип утверждает необходимость экологизации всей экономической жизни хозяйствующих объектов и в то же время экономизации всей производственной деятельности, то есть внедрение материальной заинтересованности производителя в охране ОПС.

Стадии хозяйственного процесса могут быть разделены на три: доэксплуатационную (проектирование и размещение объекта, подготовка и строительство, настройка оборудования и прием в эксплуатацию), эксплуатационную (паспортизация, установление нормативов выбросов, разрешение на выброс и контроль) и послеэксплуатационную (выход продукции, размещение отходов, ликвидация предприятия).

Уже на стадии проектирования и размещения объекта определяется его экологическое будущее. При размещении объекта следует выделять земельное и эколого-правовое отношения. Первое охватывает такие вопросы, как выбор земельного участка, согласование его изъятия и предоставление для размещения объекта. Второе правоотношение предусматривает контрольно-надзорную деятельность органов санэпиднадзора, экологического контроля и местной администрации. Должно учитываться предполагаемое влияние будущего предприятия или сооружения на ОПС, в том числе на атмосферный воздух, воды, растительность и животный мир, особо охраняемые территории и т.д.

Если сооружение объекта затрагивает интересы местного населения, то требуется проведение соответствующего общественного обсуждения, публичного опроса или референдума.

Экологическое обоснование проекта дает заказчик. В соответствии с экологическими требованиями он обязан оценить объемы и масштабы воздействия объекта на природу, определить меры по восстановлению потерь в природной среде и пр. Оценку экологического обоснования проекта производят органы государственной экспертизы и их заключение имеет определяющее значение при финансировании и разрешении других работ по проекту. В необходимых случаях составляется сводное заключение от нескольких ведомств.

На стадии строительства объекта основная экологическая задача состоит в том, чтобы обеспечить выполнение природоохранительной части проекта. Наиболее частые нарушения при этом связаны с доработкой, удешевлением проекта в процессе строительства, так как при этом экологическая экспертиза уже не проводится в полном объеме, хотя и должна.

Действующее законодательство предусматривает меры и гарантии выполнения экологических требований:

  • — авторский надзор, осуществляемый проектной организацией на всех стадиях хозяйствования;
  • — санитарно-эпидемиологический надзор, при котором санэпидслужба надзирает за чистотой воздуха, воды, почв;
  • — строительный контроль, выполняемый строительными организациями во время строительства.

При приемке законченных строительством объектов Закон формулирует экологические и организационные требования. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных очисткой и обезвреживанием отходов. Приемка объектов производится по актам государственных комиссий с обязательным участием органов экологического контроля и Госсанэпиднадзора. Председатель и члены комиссии несут персональную ответственность за соблюдение правил приемки объекта. Пуск объекта без соответствующего акта приемки рассматривается как экологическое правонарушение, приравненное к административному правонарушению со штрафом в кратном размере к минимальной зарплате. При наличии тяжких последствий для природной среды, здоровья или жизни людей виновные привлекаются к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РК

Юридические меры включают уголовную, гражданскую и административную ответственность (первая — носит исключительно персональный характер; вторая — для граждан и предприятий в виде штрафа; третья — компенсирует в той или иной степени причиненный вред).

Административно-управленческие меры выражаются в форме: ограничения вредоносной деятельности объекта; приостановления деятельности объекта до устранения недостатков; прекращения деятельности предприятия.

Организационные меры выражаются в принятии специальных мер изоляции экологически опасных объектов (перепрофилирование производства или перенос предприятия в другое, менее опасное по экологическим последствиям место).

Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны

Название Лекция 16. Тема: правовая охрана окружающей природной среды на транспорте, в промышленности и энергетике, в сфере связи и обороны
страница 1/2
Дата публикации 23.05.2013
Размер 266.9 Kb.
Тип Лекция

www.userdocs.ru > География > Лекция

ТЕМА: ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ТРАНСПОРТЕ, В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКЕ, В СФЕРЕ СВЯЗИ И ОБОРОНЫ
Постановка вопросов

Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности. Правовые средства охраны окружающей природной среды в энергетике. Правовая охрана окружающей природной среды на транспорте.
1. Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий

Промышленность, энергетика и транспорт являются основными загрязнителями окружающей природной среды. Выбросы промышленных предприятий, объектов энергетики и транспорта в атмосферу, водоемы и недра на современном этапе развития достигли таких размеров, что в ряде районов, особенно в крупных промышленных центрах, уровни загрязнения существенно превышают допустимые нормы. В число неблагоприятных факторов, характеризующих ситуацию в промышленности, входят устаревшие технологии, высокая энергопотребляемость и материалоемкость, чрезвычайная степень концентрации промышленных объектов, отсутствие природоохранных систем и низкий уровень эксплуатационных технологий.

Преобладающее воздействие на загрязнение окружающей природной среды оказывают предприятия металлургического комплекса, электроэнергетики, топливной и химической промышленности. На металлургическую промышленность приходится 38 % загрязняющих веществ от стационарных источников. Химические предприятия ежегодно сбрасывают в открытые водоемы до 70 млн. куб. метров неочищенных или недостаточно очищенных стоков. Предприятия теплоэнергетики являются одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха. На них приходится около 30 % всех вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников.

Ядерная энергетика также является фактором повышенной опасности. Огромную проблему представляют радиоактивные отходы, полный цикл переработки и хранения которых в нашей стране отсутствует. Все более ухудшающее воздействие на состояние воздушного бассейна крупных городов оказывает дорожно-транспортный комплекс, выбросы только передвижных источников которого составляет более 50 % от общего объема всех выбросов. Так, железнодорожный транспорт Украины использует приблизительно 170 куб. метров воды в год, из которых 40 % составляют безвозвратные потери. Ежегодные выбросы загрязняющих веществ железнодорожным транспортом составляет 20 тыс. тонн. Речной и морской транспорт также является значительными источниками загрязнения водных акваторий и атмосферы.

Комплексной проблемой, затрагивающей все отрасли экономики страны, являются отходы. Объем производства промышленных отходов составляет более 700 млн. тонн в год. Общая масса отходов, накопленных на территории Украины в наземных хранилищах, превышает 27 млрд. тонн, что составляет более 40 тонн на одного жителя Украины. Поскольку промышленность, энергетика и транспорт только в комплексе образуют единый экономический цикл, то решение проблем охраны окружающей природной среды в этих сферах должно обеспечиваться определенной системой мероприятий, на основе общих принципов правового регулирования. В связи с этим важное значение имеет принцип экологизации материального производства, основанный на комплексном решении вопросов охраны окружающей природной среды, использования и восстановления природных ресурсов, широкого внедрения современных ресурсосберегающих технологий.

Предотвращение и снижение вредного воздействия промышленного производства и транспорта на окружающую природную среду — одна из приоритетных задач природоохранной деятельности государства. Обеспечение экологической безопасности в техногенной сфере реализуется по следующим направлениям: осуществление преобразования техногенной среды и технического переоснащения производственного комплекса на основе внедрения современных научных достижений, применения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, малоотходных и экологически безопасных технологических процессов и освоения возобновляемых источников энергии; организация эффективного экологического контроля за научно-исследовательскими работами по созданию объектов искусственного происхождения их проектирование, строительство и функционирование с целью управления техногенными нагрузками, рациональное использованием природных ресурсов и размещением продуктивных сил; совершенствование очистки вредных выбросов и отходов промышленных предприятий, повышение эффективности работы очистных сооружений, средств их контроля, внедрения и строгого соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов; решение проблем утилизации и использования всех видов отходов; снижение токсичности и нейтрализация вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей и других двигателей, постепенный переход на новые виды энергии и топлива.

Для реализации указанных направлений в стране осуществляется ряд экологических программ. ^ Экологическая программа — это взаимосвязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение определенных экологических проблем. В этой связи программа. Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, утвержденная постановлением Верховной Рады Украины 188/98 от 5 марта 1998 года программа всеохватывающий характер. Она содержит подробную характеристику состояния окружающей природной среды во всех сферах, в том числе и техногенного производства, и намечает основные пути выхода из сложившегося экологического кризиса.

В нашей стране реализуется ряд программ, предусматривающих конкретные экономико-правовые меры по снижению загрязнения окружающей природной среды. К ним относятся Программа поэтапного прекращения использования этилированного бензина 1 , и Программа Эталон 2 , предусматривающая расширение использования этилового спирта в качестве энергоносителя и сырья для промышленности. Важное значение имеют программы, направленные на внедрение энергосберегающих технологий. Их реализация в промышленности позволит обеспечить экологический и экономический эффект, с повышением эффективности энергопотребления.

Комплексный, экономико-экологический характер носит постановление Кабинета Министров Украины от 21 сентября 1993 года «О мерах по углублению переработки нефти». Указанное постановление предусматривает механизм обеспечение потребностей Украины в моторном топливе за счет углубления переработки и эффективного использования нефтяного сырья, улучшения экологической обстановки, строительство объектов глубокой переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Оно содержит перечень объектов и мер, направленных на снижение вредных выбросов на нефтеперегонных заводах, а также локализацию источников и ликвидацию последствий загрязнения подземных вод.

Общие требования охраны окружающей природной среды должны выполнятся на всех стадиях производства, с учетом последствий деятельности промышленных объектов – экологических, экономических, демографических и нравственных. Решение этой задачи обеспечивается, во-первых, путем определения эколого-правового статуса объектов промышленности, энергетики и транспорта, и, во-вторых, путем законодательного закрепления экологического режима их производственно-хозяйственной деятельности.

В соответствии с Государственными санитарными правилами планирования и застройки населенных пунктов, санитарной классификацией предприятий, производств и объектов 1 , предприятия подразделяются на пять групп, с установлением определенной санитарно-защитной зоны. Для предприятий и иных объектов законодательством установлены обязанности по обеспечению экологической безопасности. В соответствие со ст. 31 Закона «О предприятиях в Украине», предприятие обязано охранять окружающую среду от загрязнения и иных вредных воздействий. Аналогичные положения содержаться в законах «О транспорте», «О дорожном движении» и других законодательных актах.

Экологический режим производственно-хозяйственной деятельности объектов промышленности, энергетики и транспорта в зависимости от стадии и вида производства имеет различное содержание. Например, проектная документация, которая регламентирует хозяйственную деятельность, негативно влияющей на окружающую природную среду, согласно ст. 27 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», подлежит экологической экспертизе. В период строительства и ввода эксплуатацию экологический режим проявляется в требовании соблюдения природоохранных норм в процессе производственной деятельности.

Для предприятий, осуществляющих выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливаются предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, а для предприятий, производство которых физически воздействует на окружающую природную среду, предусмотрены допустимые уровни воздействия. Установление лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду является формой регламентации экологического режима предприятия.

Эколого-правовой статус объектов промышленности, энергетики и транспорта, в соответствии со ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды», отражается в степени их экологической опасности и закрепляется в экологическом паспорте и паспорте мест удаления отходов. Требования по их паспортизации определены в Инструкция о содержании и составлении паспорта мест удаления отходов 1 .

Экологическая паспортизация предприятий является важной формой государственного регулирования качества окружающей природной среды от промышленного воздействия. Экологический паспорт промышленного предприятия является нормативно-техническим документом. Он включает данные об использовании предприятием природных ресурсов и влиянии производства на окружающую природную среду. Экологический паспорт в соответствии с государственным стандартом, содержит сведения о применяемых предприятиям технологий, количественных и качественных характеристиках используемых ресурсов, информацию о выпускаемой продукции, данные о выбросах, сбросах и отходах.

В экологическом паспорте указывается расположение данного предприятия с граничащими объектами, приводится карта-схема с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы, поверхностных вод и складирования отходов, определяются границы санитарно-защитной зоны жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха предприятием и сбросом сточных вод, дается краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия, сообщаются метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере. В экологическом паспорте приводятся технологические схемы производства, данные о составе и расходе сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов по видам продукции.

Сведения об использовании земельных ресурсов включают характеристику использования земли под здания и сооружения, склады, дороги, хранилища и свалки твердых отходов и накопления сточных вод. В целях учета объемов воды, использованной на предприятии, в экологическом паспорте приводится развернутая характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод. Для разработки проекта предельно допустимого сброса в паспорте указывается характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод, месторасположение водного объекта, минимальный среднемесячный расход воды и показатели качества водного источника.

В экологическом паспорте приводится подробная характеристика выбросов в атмосферу, с информацией об источниках загрязнения, а также сведения о газоочистительных установках. В паспорте содержатся сведения о загрязняющих веществах по их наименованию и количеству, объемам уловленных и обезвреженных веществ, количеству загрязняющих соединений, возвращенных в производство, значению разрешенного выброса или сброса. Таким образом, основной целью правового регулирования природоохранных отношений в сфере промышленного производства является нормирование качества окружающей природной среды путем установления системы правовых критериев. К ним относятся установление нормативов предельно допустимых концентраций (уровней), определение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), регламентация развития промышленности с учетом экологических факторов, правовое закрепление требований к технологическим процессам, предусматривающим минимизацию вредных воздействий на окружающую природную среду побочных продуктов и отходов промышленного производства, а также их утилизацию и обезвреживание.
^ 2. Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности

В ст. 51 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в строй новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и иных объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования, а также в процессе эксплуатации этих объектов. В частности, должна обеспечивается экологическая безопасность людей, рациональное использование природных ресурсов и соблюдение нормативов вредных воздействий на окружающую природную среду.

Предприятия, размещающие, проектирующие, строящие, реконструирующие технически перевооружающие, вводящие в строй сооружения и объекты, которые по их оценке могут оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, направляют об этом специальное уведомление в Минэкоресурсов и его органам на местах. Общие требования к планированию территорий, в том числе размещению промышленных предприятий, регламентированы Законом «О планировании и застройки территорий». Планирование территории производится на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

На общегосударственном уровне разрабатывается Генеральная схема планирования территории, которая предусматривает рациональное использование территории Украины, создание и поддержание полноценной жизненной среды, охраны здоровья населения, определение государственных приоритетов развития систем расселения, производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. На региональном уровне планирование территорий заключается в разработке и утверждении схем планирования территорий областей и районов, а также регулировании использования их территорий.

В соответствии со ст. 21 Земельного кодекса, для размещения промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов предоставляются земли несельскохозяйственного назначения, не пригодные для ведения сельского хозяйства, или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет нелесных площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площади залегания полезных ископаемых, кроме общераспространенных, производится по согласованию с государственными органами горного надзора, а на площадях залегания общераспространенных полезных ископаемых — по согласованию с областными Советами.

Предприятия, заинтересованные в изъятии (выкупе) земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с собственниками земли и землепользователями и местными Советами, а также специально уполномоченными на то органами государственного управления по охране и использованию земель месторасположение объекта, размер участка и условия его изъятия (выкупа) с учетом комплексного развития территории, который может обеспечивать нормальное функционирование как на этом участке, так и на прилегающих территориях всех других объектов, условия проживания населения и охрану окружающей природной среды. Не допускается финансирование проектных работ до предварительного согласования месторасположения объекта.

При размещении промышленных предприятий, влияющих на состояние атмосферного воздуха, необходимо соблюдение требований Закона «Об охране атмосферного воздуха», в части, мест и условий их размещения и проведения экологической экспертизы. При размещении промышленных предприятий должны соблюдаться требования водного законодательства. Не допускается строительство любых сооружений, кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных, в прибрежных защитных полосах и в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

При проектировании должна учитываться оценка воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье людей. Она осуществляется с учетом: требований законодательства об охране окружающей природной среды; экологической емкости данной территории, состояния окружающей природной среды в месте, где планируется размещение объектов; экологических прогнозов и перспектив социально-экономического развития региона; мощности и видов совокупного воздействия вредных факторов и объектов на окружающую природную среду.

Проектирование производится с учетом нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий, строительных и санитарных норм и правил. Технико-экономические обоснования и расчеты, проекты на строительство и реконструкцию предприятий и объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, независимо от форм собственности и подчинения в обязательном порядке подлежат экологической экспертизе. Положительное заключение государственной экспертизы является основанием для открытия финансирования программ и проектов строительства и реконструкции 1 .

Для осуществления промышленными предприятиями деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой, использованием, захоронением, уничтожением и утилизацией ядовитых веществ необходимо получение специального разрешения. Оно выдается Минэкоресурсов, в соответствии с Порядком получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе, токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов 2 .

Ряд требований по размещению промышленных предприятий содержится в земельном законодательстве. Так, при проектировании предприятий должна обеспечивается рациональная организации территории, предусматриваться меры по защите прилегающих территорий от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других процессов разрушения, а также меры по рекультивации и восстановлению земель.

Водное законодательство, в качестве требования к планировочно-строительной деятельности, предусматривает рациональное использование вод при условии первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Планируемые мероприятия по возведению предприятий и их объектов должны обеспечивать: учет забираемой из водных источников и возвращаемой в них воды; охрану вод от загрязнения, засорения и истощения; предусматривать предупреждение вредного воздействия вод и ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров.

Кодексом о недрах предусмотрены требования по соблюдению природоохранных норм и правил при размещении горного производства, проектировании и строительстве горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Они включают требования охраны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, а также сохранности заповедников, памятников природы и культуры от вредного влияния работ, связанных с использованием недр.

Строительство и реконструкция предприятий осуществляется с соблюдением утвержденного проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Строительство и реконструкция предприятий, сооружений и объектов должны осуществляться в строгом соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными нормами и правилами. Так, в процессе строительства выполняются мероприятия по снятию, использованию и сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земельного покрова и временной консервации деградированных сельскохозяйственных угодий.

Предприятия, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую природную среду, независимо от времени ввода их в эксплуатацию, должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и устройствами для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, уменьшения воздействия вредных факторов, а также приборами контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и за характеристиками вредных факторов. Ввод в действие предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме экологических требований, предусмотренных проектам.

При эксплуатации предприятий и иных объектов, деятельность которых может вредно влиять на окружающую природную среду, осуществляются меры по предотвращению аварий и ликвидации их вредных экологических последствий. Государственные органы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике вместе со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов систематически проводят проверки состояния экологически опасных объектов, выполнения соответствующих мер и требований по их безопасной эксплуатации.

Перечень экологически опасных объектов определяется Минэкоресурсов и утверждается Кабинетом Министров Украины 1 . Если не обеспечено в полном объеме соблюдение экологических требований и выполнение мероприятий, предусмотренных в проектах строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, их ввод в эксплуатацию может быть ограничен или временно запрещен. Такие меры предусмотрены Порядком ограничения, временного запрещения или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 29 октября 1992 года.

При ограничении на определенный период, необходимый для выполнения природоохранных мероприятий, устанавливаются сокращённые объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в целом по предприятию или по отдельным его цехам и единицам оборудования. Временное запрещение предполагает приостановление эксплуатации предприятия или отдельных его участков и единиц оборудования до выполнения необходимых природоохранных мероприятий. Основанием для прекращения деятельности предприятий является систематическое превышение ими лимитов использования природных ресурсов, нарушение экологических нормативов и стандартов, которые не могут быть устранены по техническим, экономическим или иным причинам. Решение об ограничении, временном запрещении и прекращении деятельности предприятий в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды принимают в пределах своей компетенции Кабинет Министров Украины, Верховный Совет Автономной республики Крым и местные органы государственной исполнительной власти.

Такие решения могут приниматься Кабинет Министров, Минэкоресурсов, его органы на местах, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие специально уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. Так, в соответствии с требованиями Закона «Об электроэнергетике», случае нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, решение об ограничении, временном запрещении или прекращении деятельности электростанций, магистральных или межгосударственных электрических сетей принимает Кабинет Министров Украины.

Ввод в действие предприятий, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую природную среду, может быть ограничен или временно запрещен при отсутствии на них сооружений, оборудования и приспособлений для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, а также приборов контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и характеристиками вредных факторов, либо нарушения правил эксплуатации указанных сооружений, оборудования, приспособлений и приборов. При эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, осуществляющих выбросы и сбросы вредных веществ и захоронение отходов, допускается на основании разрешений. В разрешениях устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровье человека.

Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные объёмы выбросов и сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения нормативов выбросов и сбросов до предусмотренных величин. Разрешения на выбросы загрязняющих веществ дает право предприятиям осуществлять выбросы определенного количества загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за единицу времени. Такие разрешения выдается органами Минэкоресурсов на основе утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками 1 , Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников разрабатываются в соответствии со ст. 8 Закона «Об охране атмосферного воздуха». При этом на предприятия возлагаются обязанности по осуществлению лабораторного определения видов и объемов вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух, а также видов и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на него и ведению их первичного учета 2 .

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, studwood.ru, www.userdocs.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector