+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовые меры охраны недр

Закон РФ «О недрах» 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) содержит правовые и экономические основы комплексного, рационального использования и охраны недр, которые Законом определяются как «часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения»; регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр. Законом также регулируются виды и сроки пользования, порядок предоставления разрешений (лицензий) на пользование недрами, основные права и обязанности недропользователей. Для рационального использования недр и их охраны законом установлены основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; порядок разработки полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; выявляются условия землепользования и застройки площадей залегания полезных ископаемых; определяется необходимая геологическая и иная информация о недрах, подлежащая учету и регистрации, обосновывается проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Недра и находящиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы находятся в государственной собственности. Статус объектов федеральной собственности приобретают участки государственного фонда недр, используемые для обеспечения государственных потребностей России в стратегических и дефицитных видах ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность страны, обеспечение ее суверенитета, выполнение международных обязательств.

Соответственно участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме (ст. ст. 1–2). Но добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной и частной собственности.

Недропользование осуществляется по разрешительной системе на основе государственной системы лицензирования пользования недрами. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств. Исключение составляют добыча радиоактивного сырья и захоронение радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, т.к. эту деятельность могут осуществлять лишь юридические лица, зарегистрированные на территории России и имеющие на эту деятельность специальные разрешения.

Предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право проведения работ: по геологическому изучению недр; по разработке месторождений полезных ископаемых; для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; для образования особо охраняемых геологических объектов и сбора палеонтологических, минералогических и иных коллекционных материалов. Кроме того, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленных сроков и при соблюдении заранее оговоренных условий. Добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких как песок, гравий) производится собственниками и владельцами земельных участков свободно, т.е. без получения лицензий (Рубина, Зайцев, 2003).

Государство, предоставляя недра в пользование, осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, за рациональным использованием и за охраной недр при недропользовании. Государственным органом, осуществляющим контроль, является Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, согласно Положению о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденному Постановлением Правительства от 2 февраля 1998 г. (в редакции от 4 декабря 2001 г.). В результате контрольных проверок работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр выявляются нарушения, основными и наиболее распространенными из которых являются: самовольное (безлицензионное) пользование недрами в части общераспространенных полезных ископаемых; нарушение условий лицензий; нарушение стандартов (норм и правил) в области геологического изучения, а также самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; отсутствие геологической документации.

Объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов. На них осуществляется государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Этот надзор осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор России в соответствии с положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства России от 3 декабря 2001 г.

Пользование недрами является платным за исключением случаев, специально оговоренных в законе о недрах. Система платежей включает следующие виды платежей: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; регулярные и разовые платежи за пользование недрами; акцизы. Кроме того, закон предусматривает уплату пользователями недр налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию. Платежи за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий предназначены для компенсации расходов, связанных с организацией и проведением этих мероприятий. Платежи за пользование недрами являются платой недропользователя собственнику недр за право поиска, разведки месторождений, добычи полезных ископаемых и других нужд. Виды пользования и размеры платежей перечислены в статье 41 закона о недрах. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы были предусмотрены статьей 44 закона о недрах. Ранее действовавший закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» устанавливал единые для всех недропользователей процентные ставки в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого. В соответствии со статьей 13 части первой Налогового кодекса 1998 года отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы приобрели статус налога, а закон о ставках отчислений перестал действовать с августа 2001 г. Акцизы на добычу природного газа, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими характеристиками, также выполняют налоговую функцию.

Это интересно:  Коммерческие банки не имеют права заниматься

Законом о недрах предусмотрено достаточно большое количество нарушений пользования недрами и охраны недр, за которые наступает административная и уголовная ответственность.

КоАПом определено, что органы, осуществляющие государственный геологический контроль и государственный горный и промышленный надзор, рассматривают дела об административных нарушениях, предусмотренных статьями: 8.5 (Сокрытие или искажение экологической информации), 8.7 (Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению), 8.9 (Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов), 8.10 (Нарушение требований по рациональному использованию недр), 8.11 (Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр). Ежегодно этими органами выявляются многочисленные нарушения. Так, например,
в 2001 году органами госгеолконтроля было выявлено около 19 тысяч нарушений, а органами гортехнадзора – около 60 тысяч нарушений.

В УК РФ содержится лишь одна статья, посвященная преступным деяниям в области недропользования – статья 255 «Нарушение правил охраны и использования недр». Объективная сторона преступления выражается: а) в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; б) в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых. Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде причинения значительного ущерба. Признание ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств дела и определяется, исходя из степени порчи полезных ис­копаемых при строительстве горнодобывающих предприятий; величи­ны утраты балансовых запасов полезных ископаемых при нерациональной разработке месторождения или самовольной застройке площадей их залегания. Несмотря на то, что субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной, т.е. лицо осознает нарушение соответствующих правил, предвидит неизбежность или возможность причинения значительного ущерба, оно сознательно допускает его причинение либо относится к этому безразлично. Преступления, квалифицируемые по статье 255, относятся к категории преступлений небольшой тяжести и поэтому наказание за них предусмотрено в виде штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет.

67. Права на участки недр: понятие, виды.

Право пользования недрами (в объективном смысле) — это система пра­вовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участ­ка недр в пользование.

В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующиевиды:

— для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строе­нии недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнози­рованию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных иско­паемых;

— для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхожде­ния, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

— для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопро­водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от­ходов производства, сброса сточных вод и т. д.);

— для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказ­ников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

— для сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

Это интересно:  Должность юрист или юрисконсульт как правильно

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ — субъ­ектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.

К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дип­ломом).

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющи­еся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторожде­ния полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минерало­гического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его за­регистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на го­сударственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

Объектами права недропользования являются обособленные в установ­ленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в поль­зование.

Они могут выступать в виде горного отвода — геометризированного бло­ка недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуата­ции подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключитель­ное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

Правовая охрана недр

Деятельность Российского государства по созданию необходимых ус-ловий для рационального использования недр и всех природных богатств, находящихся в них, связана с охраной недр.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1. соблюдение установленного законодательством порядка предоставле-ния недр в пользование и недопущение самовольного пользования недра-ми; 2. обеспечение полноты геологического изучения, рационального комп-лексного использования и охраны недр; 3. проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива-ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4. обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попятных ком-понентов; и пр. (ст. 23Закона о недрах). В случае нарушения требований настоящей статьи право на пользова-ние недрами может быть прекращено, приостановлено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законо-дательством.

Новым законодательством о недрах определены основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами (ст. 24). Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1. допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалифи-кацию; 2. обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты; 3. применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм; 4. правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование; 5. систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, со-держанием в ней кислорода, вредных взрывоопасных газов и пылей; и пр.

Основными требованиями в области охраны недр являются: обеспече-ние полного и комплексного геологического изучения недр; соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопуще-ние самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей за-легания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей; и пр.

Правовые меры охраны недр

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон о «Недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивая защиту интересов государства и граждан Республики Беларусь, а также пользователей недр.

Основным богатством недр являются полезные ископаемые, под которыми понимаются составные части недр – твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, которые используются или пригодны для использования во всех сферах человеческой деятельности непосредственного, или посредством извлечения из них полезных компонентов.

В юридической литературе все полезные ископаемые подразделяются на два вида:

Полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей экономики государства на перспективу – называются общераспространенными.

Это интересно:  Консультация по международному налоговому праву

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 3 Кодекса Республики Беларусь «О недрах» — недра являются исключительной собственностью государства. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, получения в наследство, вклада, залога или отчуждения в иной форме.

Республика Беларусь является единственным субъектом права собственности на недра на своей территории.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, пользованием и охраной недр Республики Беларусь, осуществляется системой законодательства.

Основными источниками действующего законодательства правового регулирования в этой области являются: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О недрах» от 15 декабря 1997г. (с измен. и допол. от 07.05.2007г.), Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992г., (в ред. от 17 июля 2002г.) «О государственной экологической экспертизе» (в ред. Закона от 14 июля 2000г.) и др.

Правовые меры охраны недр. Специфика правового регулирования)

Читайте также:

  1. II Нормативно-правовые акты РФ
  2. II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ
  3. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  4. IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
  5. V Международные правовые акты как источник НПРФ.
  6. V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  7. V3: Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
  8. V3: Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  9. VI. ФОРМЕННОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ И ОРУЖИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ
  10. X. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
  11. XIV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
  12. XVI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Специфика правового регулирования).

Право собственности на природные объекты и природные ресурсы в законодательстве РФ

(понятие, общая характеристика,

Право собственности на природные объекты и природные ресурсы как юридическая кате­гория может пониматься в двух значениях — субъективном и объективном.

Право собственности в субъективном смыс­ле — это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными объектами и ре­сурсами.

В объективном смысле право собствен­ности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представ­ляет собой совокупность правовых норм, кото­рые закрепляют принадлежность природных объектов и ре­сурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ре­сурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном ко­дексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном ми­ре» (ст. 4) и др.

Правовая охрана недр — урегулированная правом сис­тема мер, направленная на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природ­ной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.

Основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

— соблюдение установленного законодательством порядка предоставле­ния недр и недопущение самовольного пользования;

— обеспечение полноты геологического изучения, рационального, ком­плексного использования и охраны недр;

— проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива­ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств уча­стка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых;

— обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне­ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае­мых и промышленную ценность месторождений;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

— предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет, государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уни­кальных геологических объектов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: xstud.ru, studopedia.org, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector