Принципы демократического избирательного права

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, это правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Принцип равного избирательного праваозначает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень. Принцип равного избирательного права предусматривает также необходимость обеспечения того, чтобы голос каждого избирателя имел одинаковый «вес». Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти. В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Противоположностью тайному является открытое голосование, когда волеизъявление избирателя становится известным неограниченному кругу лиц. Принцип тайного голосования является наиболее демократичным и обеспечивается тем, что избирателю предоставляется кабина для голосования, а избирательный бюллетень не нумеруется (или маркируется иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю).

Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление.

Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, информации.

Современные типы избирательных систем.

Избирательная система в широком смысле — совокупность норм, правил и приёмов, определяющих порядок избрания представительных органов власти. В узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Выделяют виды:

1. мажоритарная – победителем считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей в данном избирательном округе. В зависимости от того, как понимается большинство, различают :

мажоритарная система абсолютного большинства (Франция, Польша, Чехия) – побеждает кандидат, набравший более 50% голосов избирателей (50+1)

мажоритарная система относительного большинства (Великобритания, Япония, США) – побеждает кандидат, который собрал по данному избирательному округу самое большое количество голосов, хотя это может быть и меньше 50% (50-1)

мажоритарная система квалифицированного большинства – требование набрать количество голосов, значительно превышающее половину (н-р, 2/3, 3/4 голосов от общего количества избирателей в соответствующем округе)

2. пропорциональная – избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию (избирательное объединение, избирательный блок). Количество мест в парламенте определяется пропорционально количеству голосов избирателей за ту или иную партию, полученных по стране в целом. Применяется только в условиях многопартийности, имеет свои особенности в каждом государстве.

3. смешанная – часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной (Германия)

4. представительного меньшинства – за меньшинством (группа населения, проживающая в опр. местности или имеющая национальные, религиозные, этнические и другие особенности) закрепляется фиксированное количество мест в парламенте

Избирательная система РБ.

В РБ установлена мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент РБ избираются непосредственно избирателями РБ. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — заключение под стражу.

Парламент РБ — Национальное собрание РБ — состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента — Палата представителей — состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами РБ сроком на 4 года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин РБ, постоянно проживающий на территории государства. Верхняя палата Парламента — Совет Республики — является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов РБ от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом РБ. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории своей области, г. Минска не менее 5 лет.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин РБ, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.

Основные принципы демократического избирательного права

Принципы Их сущность
Принцип равенства Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов
Принцип всеобщности Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действует два основных ценза — возрастной ценз и ценз гражданства.
Принцип тайного голосования Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него
Принцип непосредственности Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.
Принцип состязательности Выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.
Принцип гласности Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках
Принцип свободы выборов Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление
Принцип ограничения срока выборов Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством
Это интересно:  Право на ношение оружия

Типы избирательных систем

Тип избирательной системы Его сущность Достоинства Недостатки
Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями и населением округа; обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах; частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию; практически исключает возможности победы на выборах маленькой партии
относительного большинства Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %. Применяется в Индии, Канаде, США и др.
абсолютного большинства Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50 % + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции
Пропорциональ- ная система Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др. представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства; является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией; избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны; появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 по 2006 год) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы формируется действительно представительный парламент в большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов; партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей

В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

Политический процесс

1. Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

2. Особенности политического процесса:

· складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников — субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ);

· связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества;

· оказывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений;

· продолжается безостановочно с момента появления государства.

Политический процесс — это последовательная смена событий и состояний в политической сфере общества, связанная с перераспределением государственной власти.

Демократические принципы избирательного права

Демократические принципы избирательного права. Как уже отмечалось, выборы могут проходить на различной политической основе — демократической и антидемократической. Это находит свое отражение прежде всего в тех основных принципах избирательного права, которые лежат в основе организации и проведения выборов, избирательных кампаний в данной стране. К числу важнейших и международно при­знанных принципов избирательного права, соблюдение которых дает возможность признать выборы демократическими, а их результаты легитимными, относятся следующие: всеобщность, свобода участия, ра­венство, прямой и непрямой характер выборов и тайное голосование.

Всеобщность избирательного права означает, что в стране не допускается какая-либо дискриминация в данной области и избирательные права закрепляются за всеми психически здоровыми гражданами, до­стигшими определенного возраста. Этот принцип исключает возможность лишения или ограничения избирательных прав гражданина по признакам пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности, идейных убеждений, а чаще всего и имущественного и должностного положения. Вместе с тем этот принцип не исключает практики недопущения к выборам несовершеннолетних, лиц, признанных по суду психически больными, и осужденных по приговору суда, находящихся в местах лишения свободы, поскольку их сознательное, свободное или самостоятельное волеизъявление не может быть обеспечено.

В принципе демократическое избирательное право допускает введение определенных цензов, т.е. специальных условий, соблюдение которых означает приобретение соответствующих избирательных прав. Выше уже шла речь о возрастном цензе, означающем признание избирательных прав за лицом при достижении определенного возраста. Имеются и другие цензы: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз происхождения и др. Ценз гражданства означает, что, как правило, избирательные права предоставляются только гражданам, хотя в ряде случаев (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) к выборам органов местного самоуправления допускаются и неграждане, проживающие в стране более или менее длительное время и уплачивающие налоги. В ряде стран при определении избирательных прав граждан делается различие между теми, кто получил гражданство от рождения, и теми, кто приобрел его в результате натурализации (ценз происхождения). Нередко вводится, прежде всего при определении пассивного избирательного права, и ценз оседлости, суть которого заключается в признании необходимости проживания в данной стране или местности не менее установленного срока. Например, во Франции для участия в голосовании на любых выборах необходимо проживание в коммуне не менее шести месяцев, а в США правом быть избранным президентом обладает лишь тот, кто не менее 14 лет проживал в стране.

Наличие тех или иных избирательных цензов само по себе не дает основания признавать такие выборы и лежащее в их основе избирательное право недемократичными. Все дело в том, какие это цензы. В то же время в целом можно признать, что чрезмерное увлечение этими цензами, несомненно, сужает демократизм избирательного права страны и даже может поставить под вопрос его демократизм. Не случайно, что особенно в странах развитой демократии уже целое столетие ясно обнаруживается тенденция сокращения различных цензов и их рамок. Сошли на нет, например, имущественный ценз, связанный с требованием обладания избирателем имуществом определенного размера, уплаты соответствующего налога, а также ценз пола, когда женщины в прошлом (в демократической Швейцарии до начала 70-х гг.) были лишены избирательных прав, и образовательный ценз, включая ценз грамотности, когда избирательные права предоставлялись только тем, кто обладает определенным уровнем образования (хотя требование грамотности иногда сохраняется в некоторых странах, например, в Бразилии, Руанде, Малави и др.). Еще несколько десятилетий назад в таких демократических странах, как США, Великобритания, Канада и др., даже для получения активного избирательного права было необходимо достижение гражданином 21 года, а теперь — 18 лет. Сегодня примерно в двух третях стран мира таким избирательным правом обладают граждане старше 18 лет, а в некоторых (Бразилия, Иран, Куба, Никарагуа) — даже старше 16 лет.

Принцип свободного участия в выборахозначает добровольность участия избирателя в выборах, его самостоятельность в решении вопроса использования активного и пассивного избирательного права, свободу волеизъявления избирателей, исключающую незаконное вмешательство государства и иных политических сил в этот процесс. Соблюдение этого принципа является важным условием признания выборов состоявшимися, действительными, а избранных в результате их органов — легитимными.

В ходе выборов может наблюдаться и такое явление, как абсентеизм (от лат. absentis — отсутствующий) — более или менее массовое уклонение избирателей от голосования. Тем самым избиратели выражают свое недовольство существующим в стране положением вещей, разочарованность как политической и практической деятельностью властей, так и партийными программами и политическими платформами кандидатов оппозиции, неверие в возможность существенно изменить что-либо путем выборов или в честный характер их проведения и т.д. В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов целый ряд стран (например, Италия, Аргентина, Бельгия, Австралия, Греция, Турция) вводят юридическую обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. В интересах преодоления негативных последствий абсентеизма используется и путь снижения порога, за которым выборы признаются несостоявшимися (например, с уровня участия большинства избирателей — 50% плюс один голос до более чем четверти всех избирателей).

Равное избирательное право означает равенство прав каждого избирателя на выборах, одинаковую по закону возможность для всех избирателей влиять на их результаты и быть избранным. Это достигается прежде всего путем: наделения каждого избирателя равным числом голосов (как правило, одним голосом по принципу «один человек — один голос», хотя в редких случаях каждый может обладать двумя или более голосами); образования примерно равных по численности жителей или избирателей избирательных округов с тем, чтобы поданные на выборах голоса имели равный вес, оказывали равное влияние на результаты выборов; отказа от разделения избирательного корпуса страны на неравноправные части (избирательные курии), имеющие неоди­наковые нормы представительства, когда на каждого депутата приходится различное число представляемых им жителей или избирателей. Принцип равенства избирательного права обеспечивается и тем, что один и тот же избирательный закон определяет одни и те же условия и требования для всех кандидатов по их выдвижению, регистрации, проведению предвыборной агитации и проведению голосования и подведению его итогов.

Прямое и непрямое избирательное право. Как и сами выборы, избирательное право может быть соответственно прямым и непрямым. Прямое избирательное право предусматривает право граждан непосредст­венно избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления и быть избранными в них. Таким путем избираются в демократических странах практически все органы местного самоуправления, почти все нижние палаты парламентов и депутаты однопалатных парламентов, нередко верхние палаты парламентов (США, Италии, Бразилии, Польши и др.) и президенты (Франция, Австрия, Мексика, Болгария и др.), а в Израиле последние годы — даже премьер-министр. В отличие от этого, непрямое избирательное право предусматривает, что граждане имеют право избирать тот или иной орган не непосредственно, а через посредство избираемых ими представителей, которые затем уже избирают президента или депутатов. При этом различаются две основные разновидности непрямого избирательного права и самих выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые). Косвенные выборы проводятся посредством специально избираемых гражданами коллегий выборщиков (например, выборы Президента США коллегией выборщиков) либо постоянно действующего органа (например, выборы президентов парламентами в Греции, Турции и др. странах). Для многоступенчатых, многостепенных выборов характерен несколько иной путь, когда низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов вышестоящего представительного органа и т.д. Такая избирательная система использовалась в прошлом в СССР, на Кубе и в ряде других стран, а сегодня используется в КНР.

Принцип тайного голосованияозначает, что голосование осуществляется без внешнего наблюдения и контроля, чем обеспечивается действительная свобода волеизъявления избирателя, свобода выбора. В демократических странах нарушение тайны голосования признается преступлением и карается по закону. Никто посторонний не имеет права находиться в кабине голосования. Этот принцип исключает право кого-либо требовать от избирателей раскрыть то, как они проголосовали или вскрывать опущенные в ящик для голосования конверты с бюллетенями до начала подсчета голосов. Открытое голосование сегодня применяется весьма редко (например, в КНР при выборах низового звена органов представительной власти).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Политология.

Выборы в политической жизни общества. Основные принципы избирательного права

Выборы – это узаконенная процедура, посредством которой граждане определяют персональный состав представительных органов власти и управления.

В современных условиях представительная демократия невозможна без регулярного проведения выборов, периодического обновления представительных органов государства. С помощью выборов реализуется суверенитет народа. Для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Поэтому свободные, открытые и честные выборы являются атрибутом всякого цивилизованного государства.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом. Избирательное право – это, с одной стороны, право граждан участвовать в образовании выборных органов, а с другой – система юридических норм, регулирующих порядок формирования выборных органов. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право избирать и участвовать в референдумах. Пассивное избирательное право – это право быть избранным.

Основными принципами демократического избирательного права являются:

1. Принцип всеобщности, который означает, что любой гражданин независимо от его расовой, национальной, классовой и религиозной принадлежности, языка, пола, имущественного положения, уровня образования, политических взглядов имеет право избирать и быть избранным. Однако реально принцип всеобщности ограничивается рядом цензов. Избирательные цензы – это установленные законом требования, которым должен удовлетворять всякий человек для получения права участвовать в выборах. Используя цензы, государство определяет электорат, т. е. совокупность граждан, которые по закону наделены правом голоса. Одни цензовые ограничения применяются по отношению к активному избирательному праву, другие – по отношению к пассивному. Так, возрастной ценз применительно к активному избирательному плану предусматривает, что право избирать обычно предоставляется гражданам по достижению совершеннолетия, т. е. 18 лет. Иногда это может быть также 16 или 20 лет. По отношению к пассивному избирательному праву устанавливается более высокий возрастной ценз (например, 20 – 25 лет для избрания в нижнюю палату парламента и 30 – 35 лет – в верхнюю). Считается, что человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра и т. п. должен обладать жизненным опытом.

Ценз оседлости требует определенного срока проживания на территории данного избирательного округа. Наличие этого ценза объяснимо, поскольку человек должен прожить какое-то время в данном городе или селе для того, чтобы узнать его специфику, чтобы чувствовать себя членом данной общины. Особенно это касается выборов в местные органы.

Моральный ценз обычно ограничивает или лишает избирательных прав лиц, осужденных за преступления. В отдельных странах избирательных прав не имеют наркоманы, банкроты, лица, лишенные родительских прав, и т. д.

Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока.

В некоторых государствах (Голландия, Турция, Аргентина, Мексика и др.) не имеют право голоса военнослужащие (обычно лица, находящиеся на срочной службе и младший командный состав). Это объясняется тем, что армия должна стоять вне политики.

По отношению к пассивному избирательному праву в ряде стран применяется служебный ценз, который предусматривает несовместимость выборных и государственных должностей. Речь идет о том, что определенные категории должностных лиц не могут избираться в представительные органы. В Великобритании это судьи, военнослужащие, чиновники министерств и центральных ведомств, дипломаты, полицейские и др.

Пассивное избирательное право зачастую ограничивается такими требованиями как необходимость прохождения службы в армии (Франция, Турция, Кипр), уплаты местных налогов (Великобритания), обязательного проживания на территории данного избирательного округа и т. д. Каждое из этих требований имеет своё обоснование. Так, последнее из них позволяет депутату лучше узнать интересы и нужды избравших его людей, что важно для его будущей политической деятельности.

Очень редко применяется религиозный ценз. Например, в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным в парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Поэтому не случайно, что сегодня свыше 90% депутатов иранского парламента – священнослужители.

2. Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов (обычно один или два). Что же касается кандидатов на выборную должность, то им на одних и тех же выборах запрещается избираться одновременно в нескольких избирательных округах. При этом, каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей, т. е. избирательные округа по численности своего населения должны быть примерно равны.

3. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля над волеизъявлением избирателей. Он обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможного давления, преследования и т. п. Этот принцип реализуется с помощью наличия специальных кабин для голосования, стандартной формы бюллетеней, возможностью лично опустить их в урну, опечатыванием избирательных урн и т. п.

4. Принцип прямого (непосредственного) голосования, дополняемый в отдельных случаях принципом косвенного (непрямого) голосования. При прямом голосовании избиратели непосредственно (минуя всякие промежуточные инстанции) избирают своих представителей в выборные учреждения. В настоящее время прямые выборы применяются при избрании органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов. Таким путем избираются также многие президенты. При косвенных выборах граждане предварительно избирают либо выборщиков, которые большинством голосов выбирают соответствующее должностное лицо (президенты США, Бразилии, ФРГ), либо представительные учреждения, которые из своей среды избирают более высокие государственные органы или должностных лиц.

Основные принципы организации демократического избирательного процесса:

1. Свобода выборов предусматривает отсутствие какого-либо давления на избирателей и кандидатов и включает в себя свободную предвыборную агитацию, осуществляющуюся в рамках правовых и моральных норм.

2. Наличие альтернативных программ и кандидатов, обеспечивающих возможность реального выбора.

3. Состязательность, конкурентоспособность выборов. При участии в выборах разных кандидатов и политических сил должны быть созданы необходимые условия для пропаганды ими своих преимуществ, критики политических противников. Разумеется, что при этом должны соблюдаться определенные этические принципы и не допускаться оскорбления, клевета и фальсификация фактов.

4. Строгая периодичность и регулярность выборов. Выборы лишь тогда могут служить демократии, когда представители народа избираются на фиксированный срок. Лишь в этом случае избиратели смогут достаточно эффективно их контролировать, предотвращать возможные злоупотребления и влиять на проводимую ими политику.

5. Равенство возможностей участвующих в выборах политических партий и кандидатов, что достигается, прежде всего, примерным равенством их материальных и информационных ресурсов. На это направлены такие меры, как установление максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении, радио и т. д.

Выборы носят демократический характер и могут называться «чистыми» в том случае, если реализуются все указанные принципы без исключения. В противном случае они считаются «грязными» и недемократическими и могут использоваться политическими силами для установления своего монопольного господства.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studopedia.ru, politologiya-uchebnik.blogspot.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий