+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Происхождение термина международное право

Международное право

Тест 1. Введение в международное право

Каково происхождение термина международное право»?

Термин был трансформирован по окончании средних веков из правовой системы Древнего Рима.

Термин возник в Древнем Риме как название отрасли права, регулирующей международные отношения.

Термин возник при демократической Древнегреческой государственности и обозначал отношения между народами полисов.

Термин был утверждён на Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году по предложению группы юристов — международников.

Термин возник в славянской правовой семье, так как на различных языках термин приобретает своё звучание.

Каково верное наименование термина «международное право» на латинском языке?

jus inter gentium.

jus inter logos.

Какой из терминов не является синонимом термина «международное право»?

Международное публичное право.

Какого из приведенных ниже терминов «международное право» в современных иностранных языках не существует?

Какой теории о происхождении международного права не существует?

Международное право возникло в момент возникновения в Древнем Риме термина «международное право».

Догосударственная теория возникновения международного права.

Государственная тория, т. е. возникновение международного права, связано с возникновением государства.

Пост государственная теория возникновения международного права.

Таких теорий в науке международное право нет.

Почему некоторые авторы относят момент возникновения международного права к окончанию Средних веков?

В этот период право между народами переросло от локального ко всеобщему.

В этот период возник Протестантизм и началом нового международного мышления.

Это связано с Великими географическими открытиями, сделавшее право действительно международным.

Возник первый кодифицированный источник международного права.

Это связано с развитием капиталистических отношений в развитых государствах.

Как называются действующие лица в международно-правовой системе?

Субъекты международного права.

Что понимается под чистыми международными правоотношениями?

Отношения, которые регулируются исключительно нормами международного права.

Отношения, в регулировании которых участие национальных норм минимально.

Отношения, которые возникают исключительно между цивилизованными государствами.

Это все международные отношения, за исключением отношений связанных с ведением военных действий.

Отношения, возникающие исключительно на территории государства.

Где международные отношения не могут возникнуть?

Могут возникнуть в любом месте независимо от принадлежности территории.

Международное право это фикция и потому международных отношений объективно не существует.

История развития международного права

Зарождение международного права

Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Своеобразным памятником международного права можно считать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

В древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление «права народов» (jus gentium) как особой правовой системы.

В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

Международное право в средние века

На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.

Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права. Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов — принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda).

Формирование буржуазных институтов международного права

Основы буржуазного международного права были заложены в XVII в. На Европейском континенте в это время существовало большое число независимых государств. Их интересы требовали установить правила международного общения, обеспечивающие минимальный правопорядок.

Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1654 гг.), основное произведение которого «О праве войны и мира» (1625 г.) не утратило ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе международного права лежат международные договоры; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Греция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.

Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод.

В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.

Возникновение и развитие современного международного права

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, который и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь принципов международного права и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами — Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов.

70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права. В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

Российское государство и международное право

Русское государство внесло значительный вклад в развитие международного права.

Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.

В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.

С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).

Это интересно:  Взаимозависимые лица в налоговом праве

Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.

В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами. В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенными Штатами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права.

В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

Являясь одним из основателей ООН, СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.

Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Вопросы к экзамену по предмету

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Возникновение и основные этапы развития международного права

Предыстория международного права. Возникновение и развитие международного права связано с возникновением государства. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы – рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III – началу II тысячелетия до нашей эры.

Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, в первую очередь, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычноправовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

Одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривалась помощь в случае внутренних беспорядков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

В древнем Риме (в период империи) происходит становление «права народов» (jus gentium) как особой правовой системы.

Международное право в средние века. После распада римской империи развитие международного права несколько замедлилось, т.к. характерной чертой эпохи феодализма

являлось «кулачное право». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах и мирные соглашения. Торговые города заключали союзы для защиты торговли и торгующих граждан (Ганзейский союз). С IX в. в международные отношения включилось Древнерусское государство, свидетельством чего стали заключенные с Византией после военных походов договоры. В этот период начинает складываться консульское право.

Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права. Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda).

Классическое международное право. В эпоху Возрождения происходит становление международного права как науки. Отцом науки международного права считается голландский юрист Гуго Гроций, автор учения о государстве и праве, который в 1625 г. ввел в обиход понятие международного права («Трактат о праве войны и мира»).

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г. (после 30-летней войны). Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип равноправия держав Европы, признавалась независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь.

Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.

В XIX в. можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Чёрное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. ознаменовался признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны (запрет на применение разрывных пуль и снарядов, химического оружия), а также о международном арбитраже.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. 26 июня 1945 г. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

Современное международное право. Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В основу международного права был заложен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от концепции господства силы и замену её концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного международного права является утверждение в нём прав человека.

2. Международное право: понятие и сущность, особенности и функции

Международное право – это система принципов отношений меду государствами, определяющих условия их существования (государств) и межгосударственного сотрудничества

— это система источников, регулирующих межгосударственные отношения: источники международного публичного права (регулируют создание международных организаций и общие принципы сохранения мира), международное частное право (система соглашений, определяющих условия осуществления обязательств между организациями и гражданами). Статья 15 конституции РФ определяет приоритет норм международного права над национальным законодательством России.

— это наука, система знаний о практике применения международного права с целью ее уяснения и совершенствования в будущем.

. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

Это интересно:  Правила замера температуры в жилом помещении

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи

Функции международного права — это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Функции международного права многообразны и усложняются по мере роста значения стоящих перед международным правом задач. Рассмотрим главные функции.

Международное право призвано к жизни потребностями международной системы, основной из них является потребность в самосохранении.

Поэтому главной социальной функцией международного права является упрочение существующей международной системы, обеспечение ее функционирования. Осуществляется эта функция в значительной мере путем поддержания международного правопорядка. Значение этого положения подчеркивается как в практике, так и в теории. В Консультативном заключении Международного Суда ООН о ядерном оружии 1996 г. говорится, что международное право призвано обеспечивать стабильность международного порядка. В одном из древнеегипетских гимнов (I в. до н.э.) содержалось обращение к «всемогущей Исиде»: «Ты подумала обо всем, чтобы дать людям жизнь и мир. Ты установила законы, чтобы царил порядок. «.

Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Она отражает метод реализации главной социальной функции.

Развитие функций идет по пути их расширения и усложнения как в социальном, так и в юридическом плане. Международное право было порождено потребностью установить элементарный порядок в межгосударственных отношениях, делающий возможным сосуществование независимых государств. Сегодня поддержание порядка все более тесно связывается с созданием благоприятных условий для развития международных отношений в соответствии с потребностями государств и между

народного сообщества в целом.

По мере ускорения прогресса все более важной становится функция содействия социальному прогрессу.

Приоритет в разработке функции содействия социальному прогрессу принадлежит отечественной науке . Сегодня ее значение все чаще отмечается и зарубежными авторами. Известный алжирский юрист, судья Международного Суда М. Беджауи писал: «Международное право, которое традиционно мыслилось как инструмент координации суверенных властей, теперь наделено функцией преобразования международного общества и применяется во имя таких целей, как мир, развитие, человеческое счастье и экологическое сохранение планеты» .

Динамика развития международного права проявляется в обогащении и усложнении его функций. Оно прошло путь от установления элементарного, крайне индивидуалистического порядка в межгосударственных отношениях до создания международного сообщества.

Из всего многообразия функций можно отметить еще некоторые.

Функция гармонизации национальных интересов государств и их интересов с интересами общечеловеческими. Эта функция находится в основе всех остальных, ее значение подчеркивается в практике государств.

Функция предупреждения нежелательного развития событий. Как известно, предупредительная дипломатия занимает все более важное место в мировой политике. Международное право не только служит поддержанию существующих и формированию новых отношений, но и противодействует существованию и появлению новых отношений, противоречащих его целям и принципам. Так, оно поставило вне закона угрозу силой и ее применение, колониализм, расизм и др. Содействуя повседневному решению множества постоянно возникающих проблем, международное право тем самым предотвращает возникновение конфликтов. Предотвращение и урегулирование конфликтов может быть выделено и в качестве самостоятельной функции.

Функция интернационализации, интеграции заключается в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым упрочивается международное сообщество — социальная основа международного права и, следовательно, улучшаются условия его функционирования.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта упорядоченного поведения государств, в воспитании в духе уважения к праву, к охраняемым им интересам и ценностям. Значение этой функции для международных отношений и международного права трудно переоценить. Она призвана содействовать развитию интернационального сознания и культуры мира, а также международно-правового сознания, обеспечить международному праву массовую поддержку, в которой оно все более нуждается. Вполне обоснованно программа Десятилетия международного права ООН особое внимание уделила распространению международно-правовых знаний.

Международное право воздействует на политическое и моральное сознание, на развитие культуры в духе своих целей и принципов.

3. Соотношение международного и внутригосударственного права

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права является одним из центральных в теории международного права. Международная доктрина в этом вопросе выработала три основных направления: одно дуалистическое и два монистических.

В основе дуалистического подхода лежит тезис о том, что международное право и право национальное представляют собой два различных правопорядка. Отмечая это, основоположник этого направления немецкий ученый XIX века Г. Трипель писал: «Международное и внутригосударственное право суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые не более чем соприкасаются и никогда не пересекаются».

Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и национальное право рассматриваются как части единой системы права. При этом сторонники этих концепций расходятся только в вопросе примата (первенства, верховенства) этих правовых систем. Одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным (немецкая юридическая литература второй половины XIX — начала ХХ в.) Так, один из видных представителей этого направления немецкий ученый А. Цорн писал: «Международное право юридически является правом лишь тогда, когда оно является государственным правом». А его коллега А. Лассон утверждал, что «государство оставляет за собой свободу решать, соблюдать международное право или нет, в зависимости от того, диктуется ли это его интересами».

Обоснование позиции сторонников другой разновидности монистической концепции — примата международного права над внутригосударственным, получившей широкое распространение, содержится в трудах австрийского юриста ХХ в. Г. Кельзена, в послевоенные годы, профессора Калифорнийского университета (США). Отождествляя государство с корпорацией, Кельзен писал: «Государство рассматривается только как правовое явление, как юридическое лицо, т.е. корпорацию». Поэтому соотношение между международным правопорядком и национальными правопорядками «напоминает соотношение национального правопорядка и внутренних норм корпорации».

Советская концепция по этому вопросу основывалась на следующих посылках:

— международное и внутригосударственное право, будучи самостоятельными правовыми системами, находятся в постоянном взаимодействии, которое опосредуется волей государств — участников международного общения;

— оценивая обе монистические теории как несоответствующие объективной реальности существования суверенных государств, нельзя отрицать возможного преимущественного значения той или иной системы права в процессе их тесного взаимодействия;

— если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

Таким образом, хоть и с достаточно туманными оговорками, признавался примат норм международного права над нормами национального законодательства. В настоящее время такой примат норм международного права находит свое закрепление в текущем законодательстве России (см., например, часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). В ней сказано «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Здесь уместно затронуть вопрос о взаимовлиянии международного и национального права. Действительно, с одной стороны, международное право оказывает существенное влияние на становление, формирование и динамику норм национального права, налагая на государства исполнение обязательств, взятых ими при подписании различных международных договоров (например, к этому их обязывал Венский документ СБСЕ 1989 года). Но, с другой стороны, и само международное право может испытывать на себе влияние норм внутригосударственного права. Например, принятие в 1951 году в СССР Закона о запрещении пропаганды войны привело к тому, что в статье 20 Международного пакта.о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, появилась норма, согласно которой «всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом».

Международное (публичное) право отличается от внутригосударственного права. Отличия сводятся к следующему:

По предмету правового регулирования — международное право регулирует отношения, возникающие только между специфическими субъектами; внутригосударственное право регулирует весь спектр общественных отношений, возникающих внутри государства и не затрагивающих интересы других государств, за исключением возникающих коллизий между правовыми системами различных государств.

По характеру регулируемых отношений — международное право регулирует исключительно демократические отношения; во внутригосударственном праве характер регулируемых отношений зависит от политико-правового режима.

По субъектам — международное право регулирует отношения преимущественно между классическими субъектами права (государствами, нациями и народностями, борющимися за национальную независимость, международными межправительственными организациями и государствоподобным образованием); во внутригосударственном праве субъектами являются физические и юридические лица, государственные органы и другие субъекты, действующие на территории государства.

По способу создания норм — в международном праве нормы создаются самими субъектами права для себя путем согласования воль при принятии акта; во внутригосударственном праве нормы права создаются специально уполномоченными органами.

По источникам права — в международном праве источниками права являются договор и международный обычай; во внутригосударственном праве — закон, подзаконный акт, обычай, нормативный договор.

Международное (публичное) право отличается от международного частного права:

По характеру нормативного образования — международное право — самостоятельная система права; международное частное право — отрасль российского права.

Это интересно:  Право на объединение относится к правам

По субъектам — субъектами международного права являются специфические субъекты; субъектами международного частного права — субъекты национальных правовых систем, обремененные иностранным элементом.

По характеру регулируемых отношений — международное право регулирует отношения между специфическими субъектами (государствами, нациями и народностями, борющимися за национальную независимость, международными межправительственными организациями, государствоподобным образованием); международное частное право — гражданско-правовые отношения в широком смысле слова (гражданские в истинном смысле слова, семейные, наследственные, кооперативные, авторские и др.).

По источникам — источниками международного права являются договоры и обычаи; международного частного права — как источники национального права, так и международные договоры и обычаи.

Нормы международного права создают права и обязанности только для субъектов международного права.

Органы государственной власти и иные субъекты, находящиеся на территории государства, непосредственно нормам международного права не подчиняются.

Реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляется путем вхождения норм международного права в нормы внутригосударственного права.

Сам процесс вхождения норм международного права в национальное законодательство называется имплементацией. Способы вхождения именуются трансформацией. В широком смысле трансформация представляет собой способ осуществления международного права посредством издания государством внутренних нормативных актов (законов, актов ратификации и публикации международных договоров, административных постановлений, распоряжений и т.п.) и обеспечение исполнения им своего международного обязательства или в интересах использования им своего международного правомочия. Таким образом, норма международного права не преобразуется, она сохраняет свой статус. А вот ее содержанию, правилу поведения придается статус нормы национального права. Собственно, речь идет об имплементации международной нормы при помощи национального права.

Трансформация может быть общей и индивидуальной.

При общей трансформации государство устанавливает, что все или только определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью национального права страны.

При индивидуальной трансформации необходимо в каждом случае вводить международные нормы в национальное право страны специальным актом.

В некоторых странах, например в Великобритании, в отношении обычного международного права применяется общая трансформация, а в отношении договоров — индивидуальная. В России в отношении международных договоров применяется индивидуальная трансформация (Государственной Думой РФ издается специальный закон о ратификации).

В доктрине международного права различают несколько способов трансформации:

а) прямую рецепцию — когда норма международного права без изменения заимствуется национальным законодательством. Нередко этот способ именуется инкорпорацией, т.е. включением;

б) бланкетную рецепцию — когда норма международного права не заимствуется, но на нее делается соответствующая;

в) собственно трансформацию — когда норма международного права изменяется путем создания словесной национальной транскрипции (переводится на другой язык) и закрепляется в национальном нормативном акте, но ее смысловое значение при этом не претерпевает значительных изменений.

4. Система международного права. Институты и отрасли международного права

Система международного права определяется направлениями регулирования отношений и состоит из:

— Международного гуманитарного права – устанавливает стандарты прав человека, условия их защиты при возникновении международных конфликтов.

— международное военное право

— международное воздушное право – право организации перевозок и военного использования воздушного пространства

— международное космическое право -соглашение о гражданском использовании космоса

— международное морское право

— международное спортивное право – вопросы международного спортивного судейства, правила деятельности спортивных организаций, правила проведения международных спортивных соревнований.

— международное трудовое право – трудовая миграция

— международное экономическое право — предпринимательская деятельность, совершение экономических сделок, перевозки, страхование и т.д.

— Международное образовательное право. Нострофикация – признание документа, выданного иностранным государством на территории другой страны.

— международное промышленное право — защита интеллектуальной собственности в области патентов, защита прав на товарные знаки.

2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

МП возникло в период распада родоплеменных отношений и становления государств. Между последними возникли отношения, кот. регулировались нормами МП. Потребность в межгос. отношениях носила объективный характер, поскольку без такого рода связей невозможно было обойтись. Специалисты предлагают следующую периодизацию:

МП Древнего мира – рабовладельческой общественно-экономической формации: IV тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э.

Связи между древними гос-вами в значительной мере были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгос. отношений. О возникновении систематических междунар. отношений между рабовладельческими гос-вами можно говорить применительно к концу 3 — нач. 4 тыс. до н.э. Особенность отношений — очаговый характер (развивались там, где зарождалась цивилизация, возникали центры междунар. жизни государств (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, побережья Эгейского и Средиземн. морей).

Источники: договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1278 г. до н.э.) — восстанавливались дружественные отношения между двумя гос-вами после войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутр. беспорядков и взаимная выдача перебежчиков; послужил образцом для многих междунар. соглашений; Законы Ману (I век н.э.) — урегулировали вопросы посольского права. Дипломатич. деятельность осуществляли древнегреч. города-гос-ва, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи.

Характерные черты: • институт защиты иностранцев (проксения); • Споры по нарушениям междунар. договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей налагался штраф, в случае неуплаты — взыскание с помощью вооруж. сил; в период империи происходит становление «права народов» как особой правовой системы; • проводится различие между справедливыми и несправедливыми войнами; • возникает принцип соблюдения договоров, при этом его нарушение — нарушение божественного права; • междунар. нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой хар-р; • зарождается право междунар. договоров и появляется институт обмена послами.

МП Средних веков – феодальной общественно-экономической формации: 476 г. н.э. – 1648 г.

Классическое МП – становление капиталистического способа производства: 1648 – 1919 гг.

Главный источник – договор; демократизация МП; закрепляет колониализм; война еще признается законным, хотя и нежелательным, способом разрешения междунар. споров.

Развивается идея суверенн. равенства государств, утвержд. новые принципов и нормы МП, основанные на концепциях естественн. права, кот. провозглашены в актах французс. революции конца 18 в.

Характерные черты: • Суверенитет гос-ва начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы и гос-ва независимы и равноправны, обладают рядом основн. прав и обязанностей. • Гуманизация правил ведения войны, что было установлено в принятой в Петербурге в 1868 г. Декларации о запрещении разрывных пуль. • В практику введен новый демократич. институт — при голосовании учитывалось волеизъявление населения передаваемой территории. • Утверждается принцип свободы откр. моря (провозглашенная Россией в 1780 Декларация о вооруженн. нейтралитете, требовавшая обеспечение свободы морск. судоходства для нейтральных государств). • Венский конгресс 1814 — 1815 гг. — возникновение постоянного нейтралитета Швейцарии, содействие запрещению работорговли, развитию дипломатич. права, становлению статуса междунар. рек. • Парижский конгресс 1856 г. упразднил каперство — захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных стран; объявил нейтрализованным Черное море. • Берлинский конгресс 1878 г.: коллективное признание независимости Сербии, Черногории и Румынии, провозглашение принципа недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданск. и политич. правами, доступа к публичным должностям в силу различия в религиозных верованиях и исповеданиях. • Гаагские конференции мира 1899 и 1906 — 1907 гг. Первая приняла, в частности, Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение — распространять удушающие и вредоносные газы, и Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенцию о мирном разрешении междунар. столкновений. На второй были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта конференции 1899 г.

Первая мировая война оказала влияние на развитие МП. Победители серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (предусмотрено создание новых государств в Центр. и Ю-В Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип «открытых дверей» в Китае). Важным звеном Версальской системы и ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статус кот. содержал обязательства ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, т.е. не запрещал войну.

Революция в России 1917 г. создала Декрет о мире (предложения всем воюющим гос-вам начать немедленно переговоры о справедливом демократич. мире без аннексий и контрибуций, идеи запрещения агрессивной войны).

Складывалось и развивается под воздействием важнейших историч. событий: I и II Мировые войны; образование Лиги Наций и ООН; создание, развитие и прекращение существования СССР. Особенности: антивоенн. направленность; антиколониальн. сущность; значит. рост числа договорн. норм; возникновение новых отраслей; расширение пространственной сферы распространения МП.

Сложившаяся в ходе Второй мировой войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, кот. обеспечили бы гос-вам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания междунар. мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. Признано, что новая междунар. организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания междунар. мира и безопасности. Создана ООН, Устав кот. был принят 26.06.1945, что ознаменовало собой новый совр. этап развития МП. Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении гос-ва-агрессора. Запрет агрессивн. войны привел к пересмотру содержания многих МП отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирн. ср-вах разрешения междунар. споров, норм, касающихся междунар. организаций. Закрепление в Уставе ООН права народов на самоопределение.

Система действующих МП норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» МП 19 в., получила название «современное МП».

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, mylektsii.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector