+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сущность права основные подходы

Как отмечает проф. С. С. Алексеев, «под словом «право» в любом его значении подразумевается обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе». То есть слово «право», в каком бы значении оно не употреблялось, всегда имеет один и тот же смысл: это свобода, возможность поведения участников общественных отношений, которая признается в обществе.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни. Несомненно, вопрос о сущности права имеет не только собственно научное, но и важное практическое значение, т. к. от решения этого вопроса зависит определение круга юридических источников, в которых содержатся нормы права, правильное определение критериев правомерного и противоправного поведения.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости: Сократ, Платон и Аристотель.

1. Классовый подход к сущности права. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».Право выступает как социально-классовый регулятор общественных отношений, выражающий волю экономически господствующего класса, который навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общесоциальными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Классовый подход к трактовке сущности права, характерен для марксистсколенинской теории права.

2. Общесоциальный (надклассовый) подход к сущности права. Право рассматривается как средство достижения компромисса, договоренности, согласия и взаимных уступок, основанных на принципах свободы, справедливости, равноправия, уважения прав личности для всех членов общества. Право не отрицает государственного принуждения, но рассматривает необходимость его применения только в случае невыполнения правовых предписаний, т. е. для регулирования общественных отношений,

обеспечения законности и правопорядка в интересах, ни одного класса, а всего общества. Главным при данном подходе являются не принуждение и насилие, а убеждение и компромисс. Общесоциальный подход к сущности права объединяет различные концепции права: естественноправовую концепцию, историческую школу права, концепцию юридического позитивизма, нормативизм, реальный позитивизм, социологическую юриспруденцию, аналитическую юриспруденцию, психологическую концепцию, либертарно-юридическую концепцию и др., отрицающие классовую природу права.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Сущность права: понятие, методологические подходы к выявлению и анализу

Сущность права — главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе; это обусловленная материальными, социально-культурными условиями жизнедеятельности воля общества, выраженная в законе и признаваемая государством.

Существует два подхода к выявлению и анализу сущности права:

    1. философский;
    2. прагматический.

Философский подход к выявлению и анализу права

Понимание права в широком смысле. Рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые не устанавливаются государством, а даны человеку от рождения.

Достоинство философского подхода:

    • стремление содержательно определить право через ценности, которые оно защищает.

Недостатки философского подхода:

    • ценности добра и справедливости всегда были конкретно-историческими;
    • некоторая абстрактность права, его оторванность от жизни.

Праматический подход к выявлению и анализу права

Понимание права в узком смысле.

Акцент на формальных характеристиках права: его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права.

Сущность права общесоциальна, оно отражает нормативно-определенную в официальных источниках и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения личности.

Право выражает общую волю населения, сформированную в результате уступок, компромиссов существующих в обществе интересов.

Общее в философском и прагматическом подходах:
    • признание права эффективным нормативным регулятором .
Это интересно:  Стоянка для инвалидов кто имеет право парковаться

Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Некоторые авторы выделяют еще два подхода:

Классовый подход

Является хронологически первым. Право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы. (можно признать ответвлением прагматического)

О бщесоциальный подх од

Рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более ш ироких целях — как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п. (можно признать ответвлением философского)

Вопрос 39 Сущность права: основные подходы

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право — это политическая спра­ведливость, для средневековых ученых — божественное установление, для Ж.Ж. Руссо — общая воля, Р. Иеринга — защищенный интерес, Л. Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.

Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

Действительно, мы уже убедились, что проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера эко­номического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключена его сущность? Известно, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроций отмечал, что «право имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе. Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности. При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю.

Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение (сумма) индивидуальных воль, как это считал Руссо. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

Это интересно:  Порядок внесения поправок в конституцию рф

Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования. Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представлений; 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства, и 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права — идеи, нормы или действия (отношения).

Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. При таком подходе к пониманию права четко определяются границы дозволенного и запрещенного поведения; правоприменительный орган сориентирован в отношении источников права — таковыми признаются законы, иные нормативно-правовые акты. Однако право с позиции нормативного правопонимания поставлено в подчиненное по отношению к государству положение

Социологический подход в отличие от нормативного правом признает не систему абстрактных и формально определенных норм, а непосредственно саму общественную жизнь, практику (сеть правоотношений, правопорядок), складывающуюся под влиянием действия права: право — это определенным образом упорядоченное взаимодействие социальных субъектов, это «живое» или «свободное» право, создаваемое деятельностью органов, осуществляющих право, — судей, администрации. При таком подходе право как «нормальное» социальное поведение и право как правила (модель) этого поведения, которые обобщены и сформулированы в законе, соотносятся как форма и содержание.

интегративный подход «берет» учение о нормативности права, его связи с государством, из социологического — теорию социальных факторов образования и осуществления права, из философского — представление о праве как сфере действия свободы. С этой позиции право рассматривается как правовая идея, воплощенная в норме (законе, правовом обычае, нормативном договоре, принципах права) и фактических правомерных действиях. Право в таком понимании — это объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

В.В. Лазарев Общая теория государства и права

Основные подходы к понятию права.

Блок 1.

1.Понятие и сущность права. Право это система общеобязательных, формально определен­ных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством, и направленных на урегулирование общественных отношений. 1. нормативность— означающая установ­ление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определя­ют границы дозволенного, запрещенного, обязательного; 2. системность — право представляет собой не простой набор норм, а целост­ную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной за­кон. 3) формальная определеность права, означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены; 4) процедурность правапредполагает по­рядок принятия законов, механизм их реализации, средства контро­ля за их исполнением; 5) неперсонифицированность и неоднократность права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адреса­том; 6) связь права с государством. Нормы права создаются государст­вом и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохра­нительных органов; 7) волевой характер, то есть, в праве всегда выра­жается воля общества, государства, определенного класса; 8)_регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомёрного должного и возможного поведения субъектов.

Это интересно:  Адвокат по военному праву

2.Характеристика основных признаков права.Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Вам известны различные социальные нормы — обычаи, традиции, моральные нормы. Однако лишь система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.

Так, будучи государственным установлением, нормы права носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы и управленческий аппарат. Любое исключение, если оно не предусмотрено нормами права, есть произвол, беззаконие.

Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их исполнением, а в случае нарушения применять государственное принуждение, или, как еще говорят, силу. Для этого у государства имеются соответствующие средства — правоохранительные органы (суд, прокуратура, а также силовые органы — внутренних дел, государственной безопасности и др.).

Наконец, как регулятор общественных отношений, право закрепляет (обратите внимание на этот замечательный юридический термин — закрепляет, т. е. твердо устанавливает, делает крепким, прочным, устойчивым) существующий государственный и общественный строй. Вводя определенные нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Понятно, что государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм.

В связи с характеристикой права важно отметить, что следует учитывать различие и взаимосвязь права и закона. И дело не только в том, что право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Поскольку о законе речь впереди, отметим лишь, что право становится, по выражению правоведов, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона — позитивного права.

Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может как соответствовать, так и противоречить праву. Правовым же закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства.

Выявлению специфики права поможет также сопоставление с другими социальными нормами.

Основные подходы к понятию права.

Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений:

— право — это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

— право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

— право частной собственности является основой всех прав человека.

Право — это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

Нормативный подход. Право и закон — тождественные понятия. Право представляет собой иерархическую систему норм. Государственные интересы доминируют над личностными.

Формальная сторона (право понимается лишь как существующие в данный момент законы)

Преувеличенная роль государства. Таким образом, право (нормативный подход) — это система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Классово-волевой подход. Некоторые именуют этот подход несколько попроще — марксистский. Право (марксистский подход) — возведённая в закон воля господствующего класса.

Достоинства: Зависимость права от экономики. Связь государства и права.

Преувеличенная роль классового фактора.

Неясность с вопросом, что же такое воля класса?

Социологический. Право (социологический подход) — это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь открывает». Закон только сосуд, наполняют его общественные отношения.

Психологический. Под правом понимается сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, другими словами — правосознание, лишь в «головах людей право живёт и существует». Этот подход переводит существования права в психическую сферу.

Философский. Право (философский подход) — это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Этот подход весьма верно разграничивает такие понятия, как «естественные права» и «закон».

Исторический. Право имеет самоорганизующий характер, возникает со временем, в естественно сложившихся условиях.

Понятие нормы права.

Норма права — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, зафиксированное или закрепленное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

Статья написана по материалам сайтов: jurkom74.ru, megaobuchalka.ru, lektsii.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector