+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какой вид законов не предусмотрен конституцией рф

Часть А

1. «Конституция» – это (указать отличительные признаки):

Определите последовательность сроков действия российских конституций.

1. 7лет, 12 лет, 41 год, 15 лет

2. 7лет, 15 лет, 41 год, 12 лет

3. 15лет, 7 лет, 12 лет, 41 год

4. 12лет, 41 год, 7 лет, 15 лет

Предложения о поправках и пересмотре КонституцииРФ вносят:

1. Правительство РФ

2. Группа депутатов ГД ФС РФ не менее 1/5

3. Группа членов СФ ФС РФ не менее 1/5

4. Волгоградская областная Дума

5. Все ответы правильные

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ могут быть пересмотрены:

а) Федеральным Собранием РФ;

б) Конституционным Собранием;

в) Конституционным Судом;

г) на общероссийском референдуме.

Поправки к главе 3 Конституции РФ должны быть одобрены:

1) Не менее чем 1/3 субъектов Федерации

2) Не менее чем 2/3 субъектов Федерации

3) Не менее чем 1/3 голосов членов Конституционного Собрания

4) Не менее чем 2/3 голосов членов Конституционного Собрания

6.Какой вид законов НЕ предусмотрен Конституцией РФ?

1) Федеральные законы РФ.

2) Федеральные Конституционные законы РФ.

3) Законы субъектов Федерации.

4) Совместные законы РФ и субъектов Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит:

1. Президенту РФ

4. Высшему Арбитражному Суду РФ

5. Генеральному прокурору РФ

Только при наличии заключения Правительства РФмогут внесены законопроекты:

1. О введении или отмене налогов

2. О выпуске государственных займов

3. Об освобождении от уплаты налогов

4. О выплате пособий студенческим семьям

5. Все ответы правильные

9.Деятельность какого органа из перечисленных регламентируется федеральным, а не федеральным конституционным законом?

1) Конституционного Суда РФ.

2) Высшего арбитражного суда РФ.

3) Верховного Суда РФ.

4) Прокуратуры РФ.

Президент РФ обладает правом ВЕТО в отношении:

а) Федерального Конституционного закона;

б) Федерального закона;

в) Постановления Государственной Думы;

г) Регламентов палат.

Цензура в Российской Федерации:

2. разрешается специализированнымгосударственным органам

3. допускается в целях охраныгосударственной безопасности

4. разрешается редакторам средств массовойинформации

Конституция РФ закрепляет собственность:

В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

а) возбуждение социальной, расовой,национальной или религиозной ненависти и вражды;

б) пропаганда идеологического превосходства;

в) принуждение к выражению своихмнений;

г) создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

В России как светском государстве:

а) религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом;

б) некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

в) никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной;

г) религиозные объединения не участвуют в политической жизнистраны.

15.Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то…

1. Международныйдоговор не имеет юридической силы

2. Применяютсянормы федерального закона

3. Применяются нормы международногодоговора

4. Коллизия правовых актов должна быть разрешена в суде

Согласно Конституции РФ, гражданство РФ является:

в) равным, независимо от основанийприобретения;

К конституционным принципам экономики РФ относятся:

а) поддержка конкуренции;

б) защита экономического пространства каждого субъекта РФ;

в) установление таможенных сборов при пересечении грузамиадминистративных границ на территории РФ;

г) единство экономическогопространства.

Уполномоченный по правам человека в РФ назначается:

1. Президентом РФ

2. Советом Федерации ФС РФ

3. Государственной Думой ФС РФ

4. Председателем Правительства РФ

Право на неприкосновенность частной жизни включает:

а) личную и семейную тайну;

б) защиту чести и доброго имени;

в) авторское право;

г) личную неприкосновенность.

Определите последовательность сроков действия российских конституций.

Часть А

1. «Конституция» – это (указать отличительные признаки):

Определите последовательность сроков действия российских конституций.

1. 7лет, 12 лет, 41 год, 15 лет

2. 7лет, 15 лет, 41 год, 12 лет

3. 15лет, 7 лет, 12 лет, 41 год

4. 12лет, 41 год, 7 лет, 15 лет

3. Предложения о поправках и пересмотре КонституцииРФ вносят:

1. Правительство РФ

2. Группа депутатов ГД ФС РФ не менее 1/5

3. Группа членов СФ ФС РФ не менее 1/5

4. Волгоградская областная Дума

5. Все ответы правильные

4.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ могут быть пересмотрены:

а) Федеральным Собранием РФ;

б) Конституционным Собранием;

в) Конституционным Судом;

г) на общероссийском референдуме.

5.Поправки к главе 3 Конституции РФ должны быть одобрены:

1) Не менее чем 1/3 субъектов Федерации

2) Не менее чем 2/3 субъектов Федерации

3) Не менее чем 1/3 голосов членов Конституционного Собрания

4) Не менее чем 2/3 голосов членов Конституционного Собрания

Какой вид законов НЕ предусмотрен Конституцией РФ?

1) Федеральные законы РФ.

2) Федеральные Конституционные законы РФ.

3) Законы субъектов Федерации.

4) Совместные законы РФ и субъектов Федерации.

7. Право законодательной инициативы принадлежит:

1. Президенту РФ

4. Высшему Арбитражному Суду РФ

5. Генеральному прокурору РФ

8. Только при наличии заключения Правительства РФмогут внесены законопроекты:

1. О введении или отмене налогов

2. О выпуске государственных займов

3. Об освобождении от уплаты налогов

4. О выплате пособий студенческим семьям

5. Все ответы правильные

Деятельность какого органа из перечисленных регламентируется федеральным, а не федеральным конституционным законом?

1) Конституционного Суда РФ.

2) Высшего арбитражного суда РФ.

3) Верховного Суда РФ.

4) Прокуратуры РФ.

10.Президент РФ обладает правом ВЕТО в отношении:

а) Федерального Конституционного закона;

б) Федерального закона;

в) Постановления Государственной Думы;

г) Регламентов палат.

11.Цензура в Российской Федерации:

2. разрешается специализированнымгосударственным органам

3. допускается в целях охраныгосударственной безопасности

4. разрешается редакторам средств массовойинформации

12. Конституция РФ закрепляет собственность:

13.В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

а) возбуждение социальной, расовой,национальной или религиозной ненависти и вражды;

б) пропаганда идеологического превосходства;

в) принуждение к выражению своихмнений;

г) создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

14.В России как светском государстве:

а) религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом;

б) некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

в) никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной;

г) религиозные объединения не участвуют в политической жизнистраны.

15.Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то…

1. Международныйдоговор не имеет юридической силы

2. Применяютсянормы федерального закона

3. Применяются нормы международногодоговора

4. Коллизия правовых актов должна быть разрешена в суде

16.Согласно Конституции РФ, гражданство РФ является:

в) равным, независимо от основанийприобретения;

17.К конституционным принципам экономики РФ относятся:

а) поддержка конкуренции;

б) защита экономического пространства каждого субъекта РФ;

в) установление таможенных сборов при пересечении грузамиадминистративных границ на территории РФ;

г) единство экономическогопространства.

18. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается:

1. Президентом РФ

2. Советом Федерации ФС РФ

3. Государственной Думой ФС РФ

4. Председателем Правительства РФ

19.Право на неприкосновенность частной жизни включает:

а) личную и семейную тайну;

б) защиту чести и доброго имени;

в) авторское право;

г) личную неприкосновенность.

20.Право на объединение в РФ:

а) принадлежит каждому человеку;

б) принадлежит только гражданам РФ;

в) принадлежит всем гражданам;

г) принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренныхфедеральным законодательством.

21. К категории политических прав и свобод гражданина в РФ относится:

а) право на забастовку;

б) право на создание политических партий и участие в них;

в) право на объединение.

г) все ответы правильные

22. Конституция РФ закрепляет:

1. свободу труда

Это интересно:  Замена лифта сроки по закону

2. обязанность трудиться

3. право на труд

4. право на труд, в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены

5. все ответы правильные

23.Согласно Конституции РФ:

а) каждый может свободно выезжать запределы РФ;

б) каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;

в) каждый имеет право свободнопередвигаться;

г) каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет правовыбирать место пребывания и жительства.

24.Конституция РФ:

а) гарантирует бесплатную медицинскуюпомощь;

б) гарантирует бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

в) гарантирует льготным категориям граждан бесплатную медицинскую помощь;

г) поощряет укрепление здоровьячеловека.

25.Конституция РФ гарантирует:

а) бесплатноесреднее образование;

б) бесплатное высшее образование;

в) различные формы образования;

г) право на получение высшего образования на платной основе.

26.Конституция РФ гарантирует каждому:

б) социальные пособия;

в) социальноеобеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;

г) пособие по безработице.

27.Защита прав и свобод:

б) производится только в судебном порядке;

в) возможнапутём самозащиты;

г) возможна путём обращения в межгосударственные органы.

28.Гражданин РФ:

а) можетсамостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет;

б) не можетбыть выдан другому государству;

в) можетиметь гражданство иностранного государства;

г) не лишается прав и не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

29.Права и свободы в РФ:

а) не могут быть ограничены;

б) могут бытьограничены только в условиях чрезвычайного положения;

в) могут бытьограничены в судебном порядке;

г) не подлежат ограничению права и свободы, если это прямопредусмотрено Конституцией РФ.

30.К базовому принципу, определяющему конституционную модель российскогофедерализма, относится принцип…

1. Единства системы законодательной власти в РФ

2. Признания за республиками в составе РФ государственного суверенитета

3. Самостоятельности органов местного самоуправления

4. Равноправия субъектов РФ

31. Субъекты РФ подразделяются на:

32.Право гражданина на забастовку относится к числу.

1) политических прав

2) экономических прав

4) социальных прав

Часть Б

1. «Конституция РФ» – это (указать отличительныепризнаки):

2. Принятие Конституции РФ входит в ведение .

4)совместного ведения РФ и субъектов Федерации

3.Конституция РФ содержит:

1. 137 статей 1 раздела и 9 положений 2 раздела

2. 137 статей 1 раздела + 9 положений 2 раздела = 146статей

3. 137 статей 1 раздела с учетом положений 2 раздела

4. 137 статей1 раздела, не учитывая положений 2 раздела

4. Предложения о поправках ипересмотре положений Конституции РФ могут вносить:

Главу 2 Конституции РФ может пересмотреть

1)Федеральное Собрание РФ;

2)Совет Федерации РФ;

3)Конституционное собрание РФ;

4)Государственная Дума РФ.

6. Законодательный(представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее…

1. Двухлет со дня его подписания

2. Трехмесяцев со дня его подписания

3. Шестимесяцев со дня его подписания

4. Одного года со дня его подписания

Кто из перечисленных органов и лиц НЕ имеет права законодательной инициативы?

1)Депутаты Государственной Думы РФ

2)Верховный Суд РФ

4)Генеральный прокурор РФ

Часть А

1. «Конституция» – это (указать отличительные признаки):

Определите последовательность сроков действия российских конституций.

1. 7лет, 12 лет, 41 год, 15 лет

2. 7лет, 15 лет, 41 год, 12 лет

3. 15лет, 7 лет, 12 лет, 41 год

4. 12лет, 41 год, 7 лет, 15 лет

3. Предложения о поправках и пересмотре КонституцииРФ вносят:

1. Правительство РФ

2. Группа депутатов ГД ФС РФ не менее 1/5

3. Группа членов СФ ФС РФ не менее 1/5

4. Волгоградская областная Дума

5. Все ответы правильные

4.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ могут быть пересмотрены:

а) Федеральным Собранием РФ;

б) Конституционным Собранием;

в) Конституционным Судом;

г) на общероссийском референдуме.

5.Поправки к главе 3 Конституции РФ должны быть одобрены:

1) Не менее чем 1/3 субъектов Федерации

2) Не менее чем 2/3 субъектов Федерации

3) Не менее чем 1/3 голосов членов Конституционного Собрания

4) Не менее чем 2/3 голосов членов Конституционного Собрания

Источники конституционного права России

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Схема 3. Источники конституционного права РФ.

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы – это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;

3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.). Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). В-третьих, федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).

Это интересно:  С 1 октября вступает в силу закон

В-четвертых, все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы). Применительно к сфере конституционно-правового регулирования такая ситуация имеет место, в частности, в избирательном законодательстве – п.6 ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами (важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования). Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре;

4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;

5) законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

Многочисленную группу нормативных правовых актов – источников конституционного права составляют подзаконные акты. При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:

1) указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;

2) постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

3) ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;

4) акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

5) иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

Отнесение к источникам конституционного права России иных форм права является небесспорным и дискуссионным.

Судебный прецедент является основным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В странах же континентальной правовой системы, к которым относится и Россия, судебный прецедент в качестве источника права не рассматривается. Однако здесь необходимо иметь в виду следующее. Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в нашей стране источником права, по общему правилу, не являются. Но относительно недавно в судебной системе Российской Федерации появились такие судебные органы, как Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Правовая природа решений этих судебных органов принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле (т. е. распространяются на неопределенный круг лиц), решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в Российской Федерации следует рассматривать в качестве источников конституционного права.

Это интересно:  Законы пдд 2019 что должен знать водитель

О правовом обычае как источнике конституционного права Российской Федерации можно говорить со значительной долей условности. Дело в том, что обычаи, прежде чем стать нормой, должны закрепиться в правилах поведения в течение достаточно продолжительного времени и быть санкционированными государством (хотя бы в форме молчаливого одобрения), период же подлинно конституционного развития в России пока невелик. В то же время осторожно можно говорить о появлении в российской доктрине и практике отдельных конституционных обычаев (прежде всего в сфере функционирования публичной власти), например: внесение Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ в Государственную Думу только после предварительных консультаций с лидерами парламентских фракций и депутатских групп, распределение руководящих постов в Государственной Думе и парламентских комитетах между фракциями пропорционально полученным мандатам, закрепление групп законопроектов в зависимости от предмета регулирования за определенными парламентскими комитетами и комиссиями, осуществление части конституционных полномочий главы государства (помилование, награждение государственными наградами, формирование судейского корпуса и др.) только по согласованию с регионами и т. п.

В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом если международные договоры существовали в отечественной правовой системе давно, то договоры внутрифедеративные (внутригосударственные) – явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78).

В России не принята концепция «самоисполняющегося договора»: и международные договоры, и договоры, заключенные между федеральными и региональными органами государственной власти не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с Федеральными законами от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона, что приближает данные договоры, по сути, к нормативным правовым актам.

Некоторые конституционалисты (М.В. Баглай, А.Е. Козлов и др.) в качестве самостоятельного источника конституционного права рассматривают естественное право как совокупность естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека (все рассмотренные выше источники при таком подходе объединяются в позитивное право). Такой подход, безусловно, имеет право на существование. Однако всякое право должно быть реализуемо и защищаемо, а реализация и, особенно, защита прав и свобод возможны при позитивном закреплении этих прав и свобод (в нормативном акте, судебном решении, договоре и пр.). Практически все общепризнанные (естественные) права и свободы человека в Российской Федерации закреплены позитивно, на уровне Основного Закона, в том числе благодаря формулировкам ч. 4 ст. 15 и ст. 55 Конституции РФ.

Виды законов в Российской Федерации

Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
• федеральные законы;
• законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
• федеральные законы;
• федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе — не ограничены, Советом Федерации — 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ — 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) — преодоление вето Совета Федерации — и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа — то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
• о военном положении;
• о чрезвычайном положении;
• о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
• о изменении статуса субъекта РФ;
• о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
• о референдуме;
• о судебной системе;
• о судах основного звена;
• о Конституционном Суде РФ;
• о Верховном Суде РФ;
• о Высшем арбитражном суде РФ;
• о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, be5.biz, psyera.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector