+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вопрос о незаконной приватизации земельного участка

Оспорить приватизацию квартиры могут несколько категорий граждан. Во-первых, это лица, которые никогда и ничего не знали о приватизации. Во-вторых, это граждане, которые оказались, зарегистрированы в помещении, которое является объектом спора.

Решение проблемы в суде

Для оспаривания процесса приватизации обращаются в судебный орган с требованием о признании договора приватизации недействительным, с последующим внесением корректирующих записей в государственный реестр. Сформировать исковое заявление можно только в пределах срока исковой давности. Некоторые граждане отказываются от процесса приватизации недвижимости из-за хорошо продуманных действий других лиц, заинтересованных в реализации собственных целей. Изменить первоначально решение возможно только через оспаривание приватизации через судебную инстанцию.

Суд примет положительное решение, если:

  • установлен факт недееспособности гражданина в результате имеющегося психического расстройства;
  • имеются данные об ограниченной дееспособности гражданина, которая стала следствием продолжительного знакомства с алкогольными напитками или наркотиками;
  • гражданин согласился на сделку, не догадываясь о юридических последствиях производимых действий.

Как подготовиться к визиту в судебную инстанцию

Оспаривание приватизации актуально, когда гражданин подписал отказ в результате давления, угроз или обмана. Для изменения сложившейся ситуации придется обращаться в судебный орган. Перед обращением необходимо реализовать следующие действия:

  • тщательно исследовать документы, связанные с процессом приватизации имущества;
  • собрать документальные факты, иллюстрирующие незаконность приватизации;
  • организовать работу со свидетелями;
  • составить исковое заявление с указанием на ссылок на законодательные акты.

Незаконная приватизация может быть отменена только при наличии судебного акта. При этом заинтересованному лицу важно направить иск до момента истечения срока давности. В противном случае, иная сторона может сформировать ходатайство, позволяющее впоследствии отклонить иск. Классический срок определен в три года. Расчет производится либо с момента приватизации, либо с момента, когда гражданину стало известно о произошедшем правонарушении.

Кому необходима расприватизация

Расприватизация квартиры производится при обнаружении судебным органом следующих фактов:

  • отсутствует документально оформленный отказ от участия в процессе приватизации совершеннолетних граждан;
  • гражданин стал участником неоднократной приватизации;
  • граждане не смогли участвовать в процессе приобретения собственности по причине временного отсутствия на жилой площади.

Иногда, расприватизация является одним из методов, позволяющих сократить размер издержек, связанных с содержанием имущественных объектов. Отсутствие приватизированного жилья позволяет избегать затрат, связанных с налогообложением, капитальным ремонтом.

Кроме того, признание приватизации незаконной представляет возможность улучшить свои жилищные условия за счет ресурсов государства. Впрочем, сделать это можно лишь по прошествии определенного промежутка времени. Разобраться в конкретных случаях оспаривания приватизации поможет юрист с богатой судебной практикой. Специалист оценит ситуацию с учетом правовых норм, подберет доказательную базу, выстроит логику судебного процесса с целью реализации интересов своего клиента, заинтересованного в ликвидации результатов произведенной приватизации.

Практика по спорам о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введение в действие Земельного кодекса РФ

Примечание. С 15.09.2015 дела об оспаривании отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В данном материале приведены в том числе примеры судебных актов, принятых до 15.09.2015.

Примечание. С 01.03.2015 ряд норм Земельного кодекса РФ, регулирующих приватизацию земельных участков, утратил силу.

Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ЗК РФ был дополнен новой гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая содержит новые правила предоставления, в том числе, в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В частности, действующая редакция ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. Если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет, граждане вправе получить их в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков информация об оспаривании отказа в приватизации, приведенная в данном материале, применима к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015.

Федеральные нормативные правовые акты:

Кодекс административного судопроизводства РФ

— ст. 125 «Форма и содержание административного искового заявления»

— ст. 126 «Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению»

— ст. 128 «Отказ в принятии административного искового заявления»

— ст. 129 «Возвращение административного искового заявления»

— ст. 130 «Оставление административного искового заявления без движения»

— гл. 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Гражданский кодекс РФ

— ст. 166 «Оспоримые и ничтожные сделки»

— ст. 218 «Основания приобретения права собственности»

— ст. 247 «Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности»

— ст. 253 «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности»

— ст. 260 «Общие положения о праве собственности на землю»

— ст. 261 «Земельный участок как объект права собственности»

— ст. 264 «Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков»

— ст. 273 «Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений»

— ст. 552 «Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости»

Земельный кодекс РФ

— ст. 10 «Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений»

— ст. 25 «Основания возникновения прав на землю»

— ст. 27 «Ограничение оборотоспособности земельных участков»

— ст. 35 «Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение»

— ст. 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

— ст. 9 «Реестр прав на недвижимость»

— ст. 13 «Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости»

— ст. 28 «Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 34 «Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия»

— ст. 42 «Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество»

— ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

— ст. 63 «Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

— ст. 28 «Отчуждение земельных участков»

Нормативные правовые акты г. Москвы:

Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»

Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»

Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»

Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны в том числе на нормах Земельного кодекса РФ, утративших силу с 01.03.2015.

Федеральная судебная практика:

Передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в случае принятия соответствующего решения не означает разрешение на приватизацию земельных участков, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежат. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

(Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-524)

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Приведенные нормы не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

(Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19)

Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.

Решение об отказе в представлении в собственность земельного участка не противоречит ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Земельные участки для размещения временных торговых объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность. Предприниматель не является лицом, имеющим исключительное право на приватизацию участка по правилам ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

Практика Московского городского суда:

Если земельный участок был предоставлен истцу во временное пользование на определенный срок, который истек и не был продлен, то приватизировать такой участок нельзя.

Несмотря на длительность пользования участком, истец не обладал правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, поэтому оснований для признания права собственности на участок за истцом не имеется.

(Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15)

Приватизировать земельный участок, границы которого не установлены согласно требованиям закона, нельзя.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования. Таким образом, в случае, когда границы земельного участка не определены, а на кадастровый учет он поставлен без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, такой участок не имеет индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав и не подлежит приватизации.

Иск об оспаривании отказа в приватизации земельного участка подлежит отклонению, если спорный земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных нужд. Согласно закону такие участки не подлежат представлению в частную собственность (приватизации).

(Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117)

Поскольку земельный участок расположен в зоне 1 пояса санитарной охраны и на основании Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» для него установлено ограничение «не подлежит приватизации, изъят из оборота», такой участок нельзя приватизировать.

Коротко о важном:

В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:

Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.

Дополнительное: о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):

Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

— С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

— Согласно положениям КАС РФ стороны спора должны именоваться административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление — административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

Это интересно:  Незаконное подключение к электросети куда обращаться

— В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим административным ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе.

— Перед подачей административного искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок включен в указанные в этом документе территории, приватизировать его не представляется возможным.

— Следует иметь в виду, что в силу прямого указания закона также невозможна приватизация земельных участков, находящихся в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов (абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального фонда»).

— Административное исковое заявление как по иску о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации, так и по иску о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

— В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

— Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

— Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 административное исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

Рекомендации административному истцу:

— Если причиной отказа в приватизации стало то, что часть спорного земельного участка является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, можно обратить внимание суда на то, что данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, только если они уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19).

— Необходимо иметь в виду, что земельным законодательством не предусмотрена возможность трансформации права временного пользования земельным участком в право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения, несмотря на длительность пользования участком. Кроме того, законодательство не допускает предоставления временно выделенных земельных участков в собственность в порядке бесплатной приватизации, поскольку это означало бы изменение вида пользования земельным участком, что не допускается законом (например, Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15).

— Что касается дел о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок, то следует иметь в виду, что для участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30.10.2001) на основании документов, в которых не указано право, на котором представлен такой земельный участок, действует порядок государственной регистрации права собственности, определенный в ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 1 этой статьи государственная регистрация права собственности гражданина на такой земельный участок осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

— Государственная регистрация права собственности на участок, предоставленный до введения Земельного кодекса РФ, в пользу лица, к которому в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями той же статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности могут быть представлены: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (предоставление таких документов не требуется, если право собственности гражданина зарегистрировано в ЕГРН) (ч. 3 ст. 49 Закона N 218-ФЗ); 2) один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Закона N 218-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

В отношении процессуальных правил, предусмотренных КАС РФ, необходимо помнить следующее:

— Перед обращением в суд следует убедиться, что административным истцом соблюдены все требования к форме и содержанию административного искового заявления.

— К административному исковому заявлению следует приложить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, если перед обращением в суд административный истец обращался в вышестоящий орган или к вышестоящему лицу с жалобой на оспариваемое решение, к иску нужно приложить копию ответа, поступившего на эту жалобу (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). Направление подобной жалобы перед обращением в суд с требованиями по данной категории споров не обязательно.

— Несоблюдение перечисленных выше требований к форме и содержанию административного искового заявления влечет его оставление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ (ч. 3 ст. 222 КАС РФ). При этом судья устанавливает разумный срок, в течение которого административный истец должен устранить причину оставления иска без движения. Если указанные судом недостатки будут устранены, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. Если недостатки устранены не будут, административное исковое заявление считается не поданным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ (ч. 2 ст. 130 КАС РФ).

— Перед подачей административного искового заявления необходимо убедиться в отсутствии оснований для отказа в его принятии, перечисленных в ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При наличии хотя бы одного из них суд откажет в принятии административного искового заявления, при этом повторное обращение в суд с аналогичными требованиями будет невозможно (ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 222 КАС РФ).

— При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд вправе вернуть административному истцу административное исковое заявление. При этом административный истец сохраняет право на повторное обращение в суд с теми же исковыми требованиями (ч. 3 ст. 129, ч. 2 ст. 222 КАС РФ).

Для принятия решения в пользу административного истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице:

Примечание. В данном материале таблица содержит в том числе примеры судебных актов, принятых до вступления в силу КАС РФ — 15.09.2015.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Доказательства, которыми можно подтвердить эти обстоятельства

Примеры из судебной практики

Для случаев оспаривания отказа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации

Обратите внимание! На текущий момент достаточного количества судебной практики Московского городского суда по спорам о бесплатном предоставлении гражданам земельных участков на основании ст. 39.5 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, не имеется. В связи с этим в таблице приведены в том числе примеры судебных решений об оспаривании отказа в предоставлении земельных участков на основании ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности

Отсутствие документов, подтверждающих факт включения спорного земельного участка в состав земель с ограниченной оборотоспособностью

Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2009 N 18-В-09-59

Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд

Нормативные акты органов исполнительной власти, подтверждающие, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд

Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117

Истец является собственником здания, строения или сооружения, расположенного на спорном земельном участке, и поэтому обладает исключительным правом на приватизацию этого участка

Свидетельство о праве собственности на здание, строение, сооружение (до 15.07.2016)

Выписка из ЕГРП (с 15.07.2016)

Выписка из ЕГРН (с 01.01.2017)

Свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение

Определение Московского городского суда от 16.07.2014 N 4г/7-7166/14

Определение Московского городского суда от 14.05.2014 N 4г/5-5256

Земельный участок был предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения

Распоряжение исполнительного органа государственной власти о предоставлении истцу земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование

Определение Московского городского суда от 05.03.2014 N 4г/4-1713

Границы приватизируемого земельного участка установлены, участок поставлен на кадастровый учет

Кадастровый паспорт земельного участка

Для случаев оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

Земельный участок предоставлен истцу до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Один из документов, перечисленных в п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

К истцу в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на земельном участке, предоставленном до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001), здание или сооружение согласно п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Один из документов, перечисленных в п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Административное исковое заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации:

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков данное заявление применимо к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015. Приведенные в заявлении требования основаны в том числе на ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

Это интересно:  Незаконно перевели в нпф согласие

Примечание. Данный образец административного искового заявления основан на положениях КАС РФ.

В _________________________ районный суд

Административный истец: ________________

адрес/место жительства/место пребывания:__

дата и место рождения: ___________________

эл. почта: ______________________________

Представитель Административного истца: Петухов Олег Анатольевич

адрес/место жительства/место пребывания:__

дата и место рождения: ___________________

эл. почта: ______________________________

Административный ответчик: _____________

Госпошлина: _____________________ рублей

Административное исковое заявление

о признании незаконным отказа

в предоставлении земельного участка

в порядке приватизации

На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Административному истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________ (далее — Земельный участок).

«___» _____________ _____ г. Административный истец обратился в _______________________ с заявлением о передаче Земельного участка в собственность Административного истца в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.

Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Административному истцу было отказано в приватизации по причине ____________________________________________________.

По мнению Административного истца, данный отказ не соответствует законодательству, поскольку:

— На указанном Земельном участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее Административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности (до 15.07.2016)/выпиской из ЕГРП (с 15.07.2016)/выпиской из ЕГРН (с 01.01.2017)/свидетельством о праве на наследство/иным документом, подтверждающим право собственности Административного истца на здание (строение) или сооружение/документом, указанным в ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений.

— Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ и препятствующих приватизации, что подтверждается: отсутствием каких-либо документов, указывающих на его принадлежность к землям с ограниченной оборотоспособностью.

Согласно п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

— Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд и не подлежащих приватизации, что подтверждается: нормативным актом органа исполнительной власти, подтверждающим, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

— Земельный участок был предоставлен Административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения, что подтверждается: распоряжением исполнительного органа государственной власти о предоставлении Земельного участка.

Согласно п. 5 ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Согласно п. 3 ст. 21 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Административный истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу «___» _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ___________________________________________________________________________________________.

Административный истец не обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

1. Признать отказ в предоставлении Земельного участка, расположенного по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, в порядке приватизации незаконным.

2. Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Административного истца на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.

1. Доказательство наличия у Административного истца права собственности на строение/здание/сооружение, расположенное на спорном Земельном участке: копия свидетельства о праве собственности/копия свидетельства о праве на наследство/копия иного документа, подтверждающего право собственности Административного истца на здание (строение) или сооружение/копия документа, указанного в ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

2. Доказательство расположения Земельного участка вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд: копия нормативного акта, устанавливающего границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

3. Доказательство предоставления Земельного участка Административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения: копия распоряжения исполнительного органа государственной власти о предоставлении Земельного участка.

4. Копия документа, содержащего оспариваемое решение об отказе в приватизации земельного участка.

5. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении).

6. Копия административного искового заявления для Административного ответчика.

7. Доверенность на представителя (если иск подается представителем Административного истца).

8 Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

9. Квитанция об уплате госпошлины.

Представитель Административного истца:

Административное исковое заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001):

Примечание. Данный образец административного искового заявления основан на положениях КАС РФ.

В _________________________ районный суд

Административный истец: ________________

адрес/место жительства/место пребывания:__

дата и место рождения: ___________________

эл. почта: ______________________________

Представитель Административного истца: Петухов Олег Анатольевич

адрес/место жительства/место пребывания:__

дата и место рождения: ___________________

эл. почта: ______________________________

Административный ответчик: _____________

эл. почта: ______________________________

Госпошлина: _____________________ рублей

Административное исковое заявление

о признании незаконным отказа

в государственной регистрации права собственности

на земельный участок, предоставленный до введения в действие

Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________ Административному истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________ (далее — Земельный участок).

«___» _____________ _____ г. Административный истец обратился в _______________________ с заявлением о государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Административному истцу было отказано в государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на Земельный участок.

По мнению Административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку:

— Административный истец имеет право на получение в собственность Земельного участка, предоставленного ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30.10.2001) согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что подтверждается: актом органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка/актом (свидетельством) о праве Административного истца на земельный участок/выпиской из похозяйственной книги (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства)/иным документом, устанавливающим или удостоверяющим право Административного истца на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

Административный истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу «___» _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ____________________________________________.

Административный истец не обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

1. Признать отказ в государственной регистрации права собственности на Земельный участок, расположенный по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, незаконным.

2. Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Административного истца на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.

1. Документ, являющийся основанием для регистрации права собственности Административного истца согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка/копия акта (свидетельства) о праве Административного истца на земельный участок/копия выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у Административного истца права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства)/копия иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право Административного истца на земельный участок.

2. Копия документа, содержащего оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

3. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении).

4. Копия административного искового заявления для Административного ответчика.

5. Доверенность представителя (если административное исковое заявление подается представителем Административного истца).

6 Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).

Сотка на свободе

Суть проста — дачница хотела приватизировать свой участок, на котором она гнет спину уже не одно десятилетие. Но получила отказ от всех инстанций, включая судебные. Упорная гражданка собралась с духом, дошла до Верховного Суда. И там победила.

А началась история с того, что некая гражданка принесла в районный суд Санкт-Петербурга заявление. Истица попросила признать незаконным отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города в оформлении документов на ее участок в садовом товариществе. А еще женщина попросила суд обязать чиновников «устранить нарушение ее прав на приватизацию земельного участка» и поставить ее сотки на кадастровый учет.

Дачнице райсуд отказал, а горсуд с таким отказом согласился. Пришлось ей идти выше. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отказы изучила и сказала — есть все основания согласиться с доводами гражданки.

Итак, судами, которые рассматривали это дело, абсолютно точно установлено следующее: истица — дачница со стажем и уже давно является членом садового товарищества. Осенью 2014 года она пришла в Невский райотдел городского Комитета по земельным ресурсам с заявлением. В нем она попросила поставить на кадастровый учет свой участок. Спустя месяц получила отказ.

Из материалов дела видно, что в далеком 1976 году было любопытное решение исполкома Ленинградского горсовета. Называлось оно так: «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинграда». Судя по тексту документа, из-за «отсутствия должного контроля за правильным использованием свободных земель допущена организация садоводческих товариществ» разными предприятиями города. Бумага гласила, что ситуация касалась всех районов города, включая Невский, где располагалась дача нынешней истицы. Так, только в этом районе местные предприятия заняли под свои садоводческие товарищества 41 гектар земли.

Третий пункт документа гласил — раз уж захват произошел, то исполкому Невского райсовета разрешено оформлять договоры на временное землепользование на эту занятую СНТ землю. Но с условием — в случае если эта земля понадобится для государственных нужд, ее дачники освободят без компенсации за строения и насаждения.

Уже в наше время, в 1993 году, была проведена инвентаризация участков СНТ, где трудится наша истица. Через три года председатель этого СНТ попросил администрацию Невского района продлить аренду на землю. Ее продлили. И опять с оговоркой, что когда аренда кончится, землю вернут без компенсаций за построенное и взращенное. Аренда продлевалась до 1999 года.

Это интересно:  Закон о вступлении в сро

Отказ в иске суды — районный и городской — мотивировали тем, что старые документы подтверждают временный характер пользования землей. И не важно, что «временный характер» растянулся на десятилетия. А еще суды сослались на то, что в 2012 году была сделана госрегистрация прекращения договора аренды земли под СНТ.

Вот аргументы Верховного суда, который не согласился с выводами местных судов. Особенности предоставления в собственность садоводам и огородникам и их СНТ участков на момент возникновения этого спора были урегулированы Законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Закон вступил в силу в апреле 1998 года. В этом законе (статья 28) сказано, что если участок, составляющий территорию СНТ, представлен товариществу до вступления в силу этого закона, член СНТ имеет право бесплатно приобрести в собственность свой участок. Верховный суд подчеркнул, эта норма закона не ставит передачу садоводам участков в собственность бесплатно в зависимость от основания предоставления земли самому СНТ — временно или постоянно.

Судебная коллегия по гражданским делам напомнила — для передачи дачнику его участка в СНТ в собственность бесплатно необходимо соблюсти три важных момента. Первое — участок земли должен входить в состав территории СНТ. Второе — товарищество должно быть создано до вступления в силу закона о садоводческих товариществах. И третье — человек, который просит участок в собственность, должен быть членом СНТ и пользоваться им законно.

Но именно эти ключевые вопросы местные суды даже не задали. Более того, Верховный суд подчеркнул — суды, решая вопрос дачницы, не учли, что после принятия решения исполкомом Ленинградского горсовета в 1976 году «О незаконно занятых землях», уже в 1980 году это СНТ было зарегистрировано. С тех пор истица пользуется в нем своим участком. А договор аренды земли СНТ, заключенный в 1998 году по умолчанию, был пролонгирован на неопределенный срок. Из этого ВС делает вывод — само по себе обстоятельство, что в 2012 году было зарегистрировано прекращение договора аренды участка под СНТ, не может являться безусловным основанием для отказа в иске.

Верховный суд обратил внимание нижестоящих судов и на такой момент — спор суды рассматривали в порядке 25-й главы Гражданского процессуального кодекса. В ней прописан порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий или бездействий чиновников государственной и муниципальной власти. Но женщина в иске оспаривала не только отказ чиновников в оформлении документов на участок, но и просила произвести некие действия по подготовке документов на оформление участка в собственность. А это уже обращение в суд за защитой нарушенного права на получение участка в собственность бесплатно по закону о садоводческих товариществах. То есть такой спор надо рассматривать в порядке искового производства.

В общем, Верховный суд все прежние решения отменил и велел дело пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Кстати, бесплатная приватизация участков в садовых товариществах продлена и заканчивается 31 декабря 2020 года.

Незаконная приватизация жилья

Согласно действующему законодательству, каждый житель РФ может осуществить приватизацию квартиры. Право предоставляется только однажды.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Статистика показывает, что, в погоне за бесплатным жильем, граждане способны пойти на мошенничество.

Если человек оказался жертвой обмана, он должен помнить, что незаконная приватизация может быть оспорена. Необходимо лишь своевременно обратиться в суд и начать разбирательство.Что это такое?

Приватизация – перевод жилья из государственной собственности в частную.

  • приватизация носит однократный характер;
  • принять участие в программе могут все граждане РФ;
  • объект передается на безвозмездной основе.

Соблюдение принципов и сопутствующих им условий являются основой для признания приватизации выполненной в соответствии с правилами.

Такую сделку оспорить не получится. Однако отступление от норм приведет к нарушению законности манипуляции.

Закон

Чтобы разобраться, в каких ситуациях приватизация может быть признана незаконной, нужно обратиться к действующему законодательству.

Общие правила и требования к проведению мероприятия закреплены в ФЗ №1541-1.

Нормативно-правовой акт устанавливает:

  • список объектов недвижимости, которые могут быть приватизированы;
  • перечень лиц, принимающих участие в мероприятии;
  • порядок обращения в государственные органы для реализации права.

Приватизационный договор считается одной из разновидностей безвозмездной сделки.

По этой причине он должен соответствовать требованиям, закрепленным в ГК РФ. В нем закреплены основания, которые могут служить поводом для признания приватизации незаконной.

Гражданский кодекс закрепляет и ответственность, к которой может быть привлечен нарушивший правила гражданин.

В ряде ситуаций действия граждан могут быть классифицированы, как уголовное преступление. В этой ситуации ответственность будет установлена в соответствии с положениями УК РФ.

Незаконная приватизация

Приватизация, проводившаяся в отношении любого объекта, может быть признана незаконной при наличии ряда оснований.

Действия, которые необходимо провести для оспаривания осуществленного мероприятия, во всех случаях похожи. Однако ряд различий в выполнении манипуляции все же существует.

Жилья

Приватизировать можно только жилье, предоставленное по договору социального найма.

Чтобы разобраться в нюансах осуществления действия, необходимо обратиться к ФЗ №1541-1.

Если положения нормативно-правового акта не соблюдаются, переоформление государственной квартиры в частную собственность будет признано незаконным.

Иногда жильцы, временно отсутствующие по постоянному месту проживания, игнорируются при разделении долей. Выполнение подобных действий недопустимо.

Получить долю в жилье могут даже лица, находящиеся в местах лишения свободы. Отказ от имущественных прав может осуществляться только добровольно.

Во всех остальных случаях приватизация считается незаконной.

Квартиры

Согласно действующему законодательству, принимать участие в приватизации квартиры могут лица, которым уже исполнилось 14 лет.

Если человек отказывается от получаемой доли, этот факт необходимо закрепить официально. Согласно правилам, лица, участвующие в приватизации, могут передать полномочия на осуществление оформления недвижимости одному лицу или разделить недвижимости на равные доли.

Чаще всего приватизация признается незаконной в следующих ситуациях:

  • лица, которые могут принимать участие в приватизации, не дали согласие, но и не оформили отказ на ее проведение;
  • дети, не достигшие 14 лет, были выписаны из квартиры на время приватизации жилья;
  • лица, обладающие правом на долю, отказались от нее из-за угроз или обмана;
  • один из жильцов был незаконно снят с регистрации в недвижимости на время ее переоформления.

Суд может принять во внимание и другие причины, которые могут служить поводом для того, чтобы приватизация была признана незаконной.

Земельного участка

Земельная собственность регулируется положениями ФЗ №178. На основании нормативно-правового акта, гражданин может стать полноправным владельцем участка, который находился у него в постоянном бессрочном пользовании или в пожизненно наследуемом владении.

Если переход права собственности осуществляется на одном из этих оснований, законным считается любой правоустанавливающий документ на выдел участка земли.

Это значит, что процедура приватизации земельного надела проще, чем выполнение аналогичного мероприятия в отношении недвижимости.

Исключительное право на участок имеют лица, которые являются владельцами капитальных строений, расположенных на нем.

Если приватизировать эту землю решат другие граждане, действие будет признано незаконным.

Нарушением считается и самозахват земель без согласования с муниципалитетом. В этой ситуации будет не только аннулировано право собственности, но и применены санкции в соответствии с положениями статьи 7.1 КоАП РФ.

Другой недвижимости

Признание приватизации недействительной в 2019 году зависит от особенностей сложившейся ситуации.

Чтобы переход права собственности не был оспорен, необходимо соблюдать положения действующего законодательства.

Обращение в суд

Если человек понимает, что его права нарушаются, он может обратиться в суд. Однако, чтобы незаконная приватизация квартиры была признана таковой, должны присутствовать основания для принятия подобного решения.

По этой причине, перед тем, как начинать разбирательство, стоит ознакомиться с основными аспектами проведения процедуры.

Основания

Процедура, проведенная муниципалитетом, не подразумевает оспаривания изнутри. Она может быть признана незаконной только в том случае, если лицо, заинтересованное в сделке, обратится с сообщением о нарушении прав.

Заявлять о неправомерности действия необходимо в местный отдел администрации, в котором проводилась приватизация.

Получив сообщение, должностные лица вправе пересмотреть принятое ранее решение. При этом должен быть оформлен протокол заседания комиссии.

Если администрация согласна отменить приватизацию, выдается акт, отменяющий выполненные ранее юридические действия. Информация сразу же передается в регистрирующий орган.

Обратиться с сообщением о нарушении прав могут учреждения или частные заинтересованные лица, прописанные на момент приватизации на территории жилплощади. Их перечень закреплен в действующем законодательстве.

Оспорить приватизацию могут:

  • дети;
  • родители;
  • внуки;
  • супруг;
  • родственники супруга;
  • иждивенцы;
  • лица, имеющие инвалидность.

Если сотрудники муниципалитета откажут в признании приватизации незаконной, изменить сложившуюся ситуацию человек сможет, только обратившись в суд.

Как подать иск о приватизации квартиры? Смотрите тут.

Подача иска о признании регистрации незаконной

Чтобы суд начал рассмотрение сложившейся ситуации, необходимо подготовить исковое заявление. Оно должно быть составлено в соответствии с правилами.

В бумаге необходимо отразить следующие нюансы:

  • информацию обо всех участниках сделки;
  • сведения об имуществе, выступавшим предметом приватизационного договора;
  • причины признания сделки недействительной с указанием конкретных норм законодательства, которые были нарушены;
  • на каком основании была совершена сделка;
  • дата подачи заявления на приватизацию и момент регистрации права собственности;
  • просьба к государственному органу о признании юридического действия недействительным.

Образец искового заявления о признании приватизации недействительной здесь.

Подготовленный документ необходимо подавать в суд в количестве экземпляров, равному числу участников разбирательства.

Решение будет принято в зависимости от нюансов сложившейся ситуации.

Срок исковой давности

Следует помнить, что приватизация может быть признана недействительной только в течение определенного периода с момента нарушения прав.

Сроки предъявления требований регламентирует статья 181 ГК РФ.

Согласно положениям нормативно-правового акта, период оспаривания составляет:

  • 1 год с момента получения информации о нарушении права, если сделка является оспоримой;
  • 3 года с момента получения информации о нарушении права, если сделка является неоспоримой.

Чтобы доказать начало срока давности, необходимо получить выписку из ЕГРН. В документе фиксируется момент обращения за информацией.

Каким может быть результат?

Результат зависит от индивидуальных нюансов произошедшего.

Суд может признать приватизацию недействительной или отказать в выполнении действия, если имеются основания для принятия подобного решения.

Ответственность

Если суд согласится удовлетворить требования истца, юридическое действие признается недействительным.

Помещение будет вновь возвращено в муниципальную собственность, а виновник произошедшего будет обязан компенсировать убытки, которые понесли пострадавшие в результате выполненной махинации.

При этом в ряде ситуаций человек, выполнивший неправомерную манипуляцию, может быть привлечен к ответственности. Она будет зависеть от нюансов происшествия.

Возможно ли приостановление?

Действующее законодательство разрешает осуществить приостановление приватизации. Для этого человек, имеющий основания для осуществления действия, должен подготовить ходатайство и обратиться в суд.

Государственный орган обладает правом на приостановление приватизации. Он не обязан принимать ходатайство.

Вердикт суда будет зависеть от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.

Какова стоимость приватизации? Информация здесь.

Сколько стоит приватизация частного дома в сельской местности? Подробности в этой статье.

Судебная практика

Перед тем, как обращаться в государственный орган для признания приватизации незаконной, эксперты советуют ознакомиться с судебной практикой по подобного рода делам.

Анализ информации позволит заранее составить представление о решении, которое примет государственный орган.

На видео о незаконном оформлении недвижимости

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-21
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 660-51-54
    • Регионы — 8 (800) 551-91-02

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: legascom.ru, rg.ru, nam-pokursu.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector