+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о соглашениях о разделе продукции

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон Об иностранных инвестициях в РСФСР». Статья 6 этого закона установила для иностранных инвестиций в России так называемый «национальный режим», то есть такой, при котором «правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР. «

Глава 6 этого же закона определяет вопросы «приобретения иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями прав пользования землей и других имущественных прав». В соответствии со ст.40 этого закона «предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании концессионных договоров. в порядке, установленном законодательством РСФСР о концессиях». Иные виды соглашений между государством и инвестором, и в том числе соглашения о разделе продукции, в этом законе упомянуты не были.

21 февраля 1992 г. Верховный Совет РФ принял закон «О недрах», ст.12 которого упоминала о применении в недропользовании как концессионных, так и иных видов соглашений (о разделе продукции, о предоставлении услуг), причем как в отношении иностранных, так и отечественных инвесторов (в строгом соответствии со ст.6 закона «Об иностранных инвестициях»).

21 июля 1993 г. Верховный Совет РФ принял Закон «О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами». 18 августа 1993 г. Президент наложил на этот закон свое вето и дал поручение кардинально переработать принятый законопроект. Во исполнение этого поручения Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР) подготовило законопроект под названием «О концессионных договорах, соглашениях о предоставлении услуг и соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами». 30 апреля 1994 г. этот проект был представлен в Правительство РФ Министрерством внешнеэкономических связей (в связи с передачей РАМСИР в структуру МВЭС). Обе версии закона (Верховного Совета-93 и РАМСИР/МВЭС-94) были подготовлены в развитие ст.40 закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», но, вразрез со ст.6 этого же закона, относились только к инвесторам иностранным.

Весной 1994 г. подкомитет по внешнеэкономической деятельности и иностранным инвестициям Комитета по экономической политике Государственной Думы РФ (КЭП ГД) образовал рабочую группу экпертов, перед которой была поставлена задача разобраться в существующих подходах к созданию концессионного законодательства в России и предложить свою версию соответствующего законопроекта.

Во всех указанных выше версиях концессионного закона содержалась специальная статья о соглашениях о разделе продукции. Отсюда и возникла иллюзия, что для легализации отношений между инвестором и государством можно обойтись одним законом под условным названием «О концессионных договорах и соглашениях о разделе продукции», сообщения о котором не раз публиковались в средствах массовой информации.

В начале ноября 1993 г., в ходе обсуждения этой проблемы с тогдашним Первым вице-премьером российского правительства Е.Гайдаром, было предложено выделить ряд ключевых вопросов, имеющих общий характер для всех прорабатываемых проектов СРП, правовая нерешенность которых сдерживает их продвижение вперед, и, используя полномочия, предоставленные Президенту РФ в соответствии с его Указом от 06.10.93г. №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ», разрешить их соответствующим Указом.

После появления Указа Президента №2285 от 24.12.93г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» Правительство дало поручение Минтопэнерго совместно с другими ведомствами подготовить пакет необходимых нормативных документов по СРП. С этой целью была сформирована специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ).

В процессе разработки пакета нормативных документов МРГ пришла к пониманию необходимости специального закона, который на тех же принципах, что Указ № 2285 и пакет нормативных документов (включавший в то время Положение о порядке заключения и выполнения СРП, Положение о порядке налогообложения, Примерное соглашение, Инструкцию по бухгалтерскому учету), регулировал бы данную сферу деятельности, тем более, что в преамбуле Указа №2285 было прямо указано, что он подготовлен «в целях создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на условиях СРП в период до вступления в действие законов РФ (выделено нами — авт.), регламентирующих порядок применения таких соглашений. «.

Летом 1994 г. рабочая группа экспертов КЭП ГД, работая в тесном контакте с МРГ (авторы настоящей книги входили в состав обеих групп), пришла к выводу о необходимости подготовки проекта закона о концессиях как «рамочного» закона и его тесной увязки в единый пакет со специальным законом о СРП, который, в свою очередь, и должен сопровождаться пакетом подготовленных к Указу №2285 нормативных документов.

7 сентября 1994 г. Правительство РФ поручило Минэкономики и др. ведомствам доработать проект закона «О концессионных договорах, соглашениях о предоставлении услуг и соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами», представленный МВЭС еще в апреле. 29 сентября 1994 г. вышло Постановление Правительства № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации», в соответствии с которым Минэкономики и др. ведомствам (число и состав которых, кстати, были уже иными по сравнению с аналогичным Поручением Правительства от 7 сентября) предписывалось в двухмесячный срок доработать с учетом имеющихся замечаний и представить в Правительство ряд законопроектов, в том числе и проект Закона «О концессионных договорах, договорах на предоставление услуг и соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами».

В октябре эксперты КЭП ГД передали подготовленный ими проект закона в Минэкономики для совместной доработки и обсуждения с министерствами и ведомствами. 3 ноября Минэкономики (сославшись на использование «разработок» экспертов КЭП ГД) разослало в ведомства на согласование свою версию проекта закона, озаглавленного «О концессионных и иных договорах, заключаемых российским государством с российскими и иностранными инвесторами».

Ряд специалистов под руководством зам.министра топлива и энергетики РФ В.Двуреченского, принимавших участие в переговорах по проекту Сахалин-2, столкнулись с ясной позицией инвесторов: реальные крупные инвестиции в столь ответственный проект они смогут сделать только при наличии в стране необходимой законодательной базы, появления которой они намерены ожидать. Президентский Указ №2285, хотя и является шагом вперед в создании такой базы, не решает полностью стоящие перед иностранными инвесторами проблемы — правовой статус Указа недостаточно высок для этого, поэтому нужен специальный закон. Этой группой специалистов был избран путь создания «узкого» варианта закона «О соглашениях о разделе продукции»- только для иностранных инвесторов и только для нефтегазовых проектов.

В этих условиях Подкомитет по внешнеэкономической деятельности и иностранным инвестициям КЭП ГД образовал Рабочую группу экпертов на базе МРГ (А.Конопляник, А.Аверкин, И.Амиров, Е.Дьячкова, В.Грушин, М.Субботин, Ю.Швембергер, С.Шлыков) для завершения разработки закона «О соглашениях о разделе продукции» — на принципах Указа № 2285 и в тесной увязке с проектом закона «О концессионных договорах», уже подготовленным к тому времени другой группой экспертов КЭП ГД (А.Конопляник, Л.Линник, С.Сосна, М.Субботин, Ю.Юмашев).

24 ноября 1994 г. Совет Думы одобрил оба законопроекта и разослал их на заключение субъектам Федерации и в Правительство перед вынесением на рассмотрение Госдумы в первом чтении. Однако на следующий день, 25 ноября, Первый вице-премьер О.Сосковец дал поручение Минэкономики совместно с рядом других ведомств рассмотреть подготовленный специалистами под руководством В.Двуреченского «узкий» вариант закона «О СРП» с учетом готовящегося Правительством (в соответствии с Постановлением № 1108) проекта закона «О концессионных договорах, договорах на предоставление услуг и соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами».

Так началась параллельная — думская и правительственная (аппаратные законы неумолимы — данное поручение необходимо выполнять) — работа по реализации одинаковых законодательных инициатив обеих ветвей государственной власти с той лишь разницей, что между правительственной и думской версиями концессионного закона существовало принципиальное концептуальное единство (поскольку обе версии по сути представляли слегка различающиеся редакции одного и того же законопроекта, подготовленного экспертами КЭП ГД), а между двумя версиями закона о СРП — нет, так как в их подготовке принимали участие специалисты, стоящие на принципиально различающихся позициях по вопросам государственного регулирования инвестиционной деятельности в недропользовании.

12 января 1995 г. Президент направил в Госдуму «свой» вариант закона «О соглашениях о разделе продукции при пользовании недрами» (все тот же — правда, слегка подкорректированный вослед «думскому» варианту — «узкий» вариант закона «О СРП»). Ряд положений этого законопроекта были учтены рабочей группой КЭП ГД при подготовке к первым чтениям наряду с предложениями и замечаниями, содержавшимися почти в 200 отзывах, поступивших из всех регионов России, от ряда отечественных и иностранных нефтяных и горнодобывающих компаний, банков, консультационных и юридических фирм, отдельных специалистов. 14 февраля пакет «думских» законопроектов — «О концессионных и иных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «О соглашениях о разделе продукции» — был вынесен на Совет Думы.

24 февраля 1995 г. состоялось заседание Госдумы, на котором в первом чтении был принят (после голосования на альтернативной основе) “думский” законопроект «О соглашениях о разделе продукции» и отклонен — «О концессионных и иных договорах».

Закон «О СРП», принятый Государственной Думой 14 июня 1995 г. сразу во втором и третьем чтении, “с ходу” не был одобрен Советом Федерации. Разгорелись жаркие дискуссии, включая попытки поставить вопрос на голосование при минимальном кворуме, что ставило под сомнение возможность его одобрения по “техническим причинам”. 27 июля Советом Федерации было принято решение голосовать по закону опросными листами, а подведение итогов такого голосования было перенесено на осень.

Начав рассылку опросных листов в регионы лишь в самом конце сентября 1995 г., уже 3 октября Совет Федерации, не доведя до конца сбор уже начавших поступать опросных листов, провел “явочное” голосование по вопросу об одобрении Федерального закона “О СРП», принятого Госдумой РФ 14 июня. При таком голосовании закон не набрал необходимого большинства голосов, был отклонен по «несогласию с отдельными положениями» и направлен на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Одновременно была создана Согласительная комиссия Госдумы и Совета Федерации.

Работа Согласительной комиссии Госдумы и Совета Федерации шла беспрецедентно долго и тяжело в течение двух месяцев и завершилась лишь 5 декабря, буквально накануне окончания работы Пятой Государственной Думы. 6 декабря 1995 г. состоялось голосование, в результате которого Госдума все же приняла закон “О СРП” — в варианте, существенно ухудшенном (как итог работы согласительной комиссии) по сравнению с версией от 14 июня. 19 декабря закон был одобрен Советом Федерации, а 30 декабря — подписан Президентом. 11 января 1996 г. закон о СРП был опубликован и с этого числа вступил в силу. Но и это еще не конец истории.

Ст.26 закона “О СРП” предусматривает, что Правительство РФ должно:
— в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Государственную Думу предложения о внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона;
— в первом квартале 1996 г. внести в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении перечня месторождений, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Законопроект о дополнениях и изменениях в действующее законодательство готовился почти 5 месяцев. В него вошли поправки в 11 российских законов. В этот период были проведены многочисленные детальные согласования между специалистами 10 министерств и ведомств. Авторами оригинального законопроекта была проделана серьезная и очень непростая профессиональная работа, чтобы «встроить» принятый закон о СРП в существующую правовую систему, не нарушая, а дополняя, совершенствуя действующее законодательство, устраняя имеющиеся в нем противоречия между существующими законами и вновь принятым законом “О СРП”.

17 мая 1996 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект “О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, а спустя 10 дней — законопроект “О перечне участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”.

С момента принятия закона о СРП все те, кто искренне заинтересован в подъеме экономики, успели разобраться в его преимуществах и на прошедших 5 марта и 18 июня 1996 г. парламентских слушаниях привели убедительную аргументацию в пользу его широкого внедрения в российскую практику.

Однако Государственная Дума рассудила по-своему и 19 июля 1996 г. решительно отклонила представленный законопроект о поправках, исходя из чисто политических и популлистских соображений. Закон же о перечнях вообще не был рассмотрен до ухода депутатов на каникулы. Таким образом, новый этап борьбы за формирование в стране нормального инвестиционного режима в недропользовании был перенесен на осень.

Внимательно следят за процессом создания правового режима СРП не только отечественные и иностранные инвесторы, но и российские регионы. Последние видят в заключении договоров этого типа реальную возможность радикального решения своих социально-экономических проблем собственными силами, не прибегая к субвенциям и госдотациям, и при этом еще и существенно пополнить федеральный бюджет за счет налоговых отчислений с предприятий и граждан, вовлеченных в реализацию самих СРП и сопряженных с ними производств, а также помочь соседям, подрядив их на выгодные заказы при реализации соответствующих проектов.

Содержание

Это интересно:  Поверка счетчиков воды сроки поверки закон

1. Общая характеристика закона о соглашениях о разделе продукции

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 года, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции.

В соответствии с соглашением о разделе продукции РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недр. В том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

Четкой тенденцией последних десятилетий является, как свидетельствует мировая практика, развитие договорных форм прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в особо крупных размерах. Такими капиталовложениями являются следующие формы инвестиций, как договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, лизинг, соглашения о разделе продукции. Общее для этих договоров — доход инвестора напрямую зависит от производственных показателей предприятия.

В российском законодательстве применяется лишь соглашения о разделе продукции и соглашения о финансовой аренде (лизинг).

Итак, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции» регулирует отношения, связанные с крупнейшими капиталовложениями в российскую экономику.

Рассматриваемый закон позволяет использовать для расчетов с инвесторами, т. е. для возмещения их затрат, часть производимой продукции, которая называется «компенсационной продукцией».

Данный Закон вступил в силу 11 января 1996 года. 14 января 1999 года вступил в действие Федеральный закон от 7 января 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «О соглашениях о разделе продукции».

На данном этапе развития России инвестиции требуются в нефтеперерабатывающую, нефтехимическую и горнодобывающую промышленность, строительство. Успешного опыта применения идеи раздела продукции при пользовании недрами в области горной добычи нет. Многие эксперты полагают, что модель раздела продукции непригодна к горной добычи, а лишь к нефтяной, которой свойственна значительно большая прибыльность.

Соглашение о разделе продукции, заключаемое между инвестором и государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью.

Еще одной особенностью Закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции, другая же поступает в собственность государства.

Отсюда следует, что соглашения о разделе продукции — это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.

Одной из важных характеристик Закона служит то, что он отошел от принципа раздельного и установил единое правовое регулирование для иностранных и национальных инвестиций.

Соглашения о разделе продукции являются особой договорной формой недропользования в РФ. Суть их сводится к следующему: по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат за разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами по условиям соглашения о разделе продукции. Инвестор обязан платить налог со своей доли прибыльной продукции.

Это регулируется ст. 2 и ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СОГЛАШЕНИЮ

Все программы, проекты и сметы, в соответствии с которыми ведутся работы, утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Все операции и работы по соглашению о разделе продукции производятся только в соответствии с российским законодательством, включая российские стандарты и технические нормы. Все международные стандарты должны быть одобрены российскими органами власти.

Соглашение определяет порядок, условия и сроки возврата участков, переданных в пользование инвестору, на которых он завершил поиски и разведку минерального сырья. Вся информация должна быть представлена на государственную экспертизу.

Организация выполнения работ включает ведение учета и отчетности, осуществляемое по поручению инвестора операторами соглашения, которыми могут быть юридические лица. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные.

Организация работ по соглашению регулируется ст. 6 и ст. 7 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

Суть соглашения, его особенности и новизна сосредоточены в механизме расчетов, а именно в разделе произведенной продукции.

В российском законодательстве используется индонезийская модель соглашения, которая реализуется в большинстве нефтедобывающих стран.

Разделу между государством и инвестором подлежит «прибыльная продукция», под которой понимается произведенная продукция за вычетом компенсационной, а также продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами. В соглашении устанавливаются условия и порядок раздела «прибыльной продукции» между государством и инвестором.

Как следует из схемы 1, раздел продукции происходит в два этапа:

Первый — вся произведенная продукция делится на две части: одна поступает государству в счет выплат за пользование недрами, а другая — инвестору, который делит свою часть на две: компенсационную и прибыльную.

Второй — «прибыльная» продукция делится на валовую долю инвестора в разделе прибыли и на долю государства в разделе прибыли в пропорции, определяемой в соглашении. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли.

Доля продукции государства по соглашению о разделе продукции дополнительно перераспределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ в месте проведения работ. Пропорция в разделении продукции устанавливается отдельными договорами между федеральными властями и исполнительной властью субъекта РФ (без участия инвестора).

Процедура раздела продукции между инвестором и государством регулируется ст. 8 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

Сказки новой России: сказ о том, как добрый царь СРП отменил и доходы от нефти в бюджет державы вернул

Уже, наверное, лет пять ходит по стране сказка об отмене В. В. Путиным в 2004-м году СРП, позволившей вернуть нефтяные доходы в бюджет России. Причем любители сказок, транслирующие эти сказки в мир и являющиеся по совместительству почитателями таланта великого сказочника и депутата ГД Е. Федорова, как обычно, путаются в показаниях, и вменяют в заслугу В. В. Путину то отмену соглашений (каких именно, они сказать затрудняются), то отмену самого закона.

Однако при ближайшем рассмотрении вопроса обе версии оказываются несостоятельными: якобы отмененные соглашения, которых было заключено всего три, оказываются действующими соглашениями (о чем свидетельствуют периодические доклады правительства >), а вроде бы отмененный N 225-ФЗ от 30.12.1995 > оказывается действующим законом.

Между тем сам Федоров на первой минуте фильма А. Караулова «Неизвестный Путин» безапелляционно утверждает:

Караулов вторит Федорову:

Так что же отменил В. В. Путин, если соглашения и закон действуют? Может быть, слова Федорова и Караулова следует понимать как-то иначе? Может быть, их слова имеют какой-то тайный смысл? Может быть, речь идет о каких-то неведомых поправках к «отмененному» 225-ФЗ, позволивших изменить ситуацию?

В 2004-м году к закону > ГД приняла всего две поправки — N 58-ФЗ от 29.06.2004 и N 199-ФЗ от 29.12.2004, перераспределяющие некоторые функции федеральных органов государственной власти и отбирающие полномочия в части СРП у субъектов в пользу федерального центра. Даже при всем желании притянуть эти поправки к отмене чего-либо, мешающего поступать в бюджет доходам от нефти, не получается. Так же как не получается притянуть их к возвращению ресурсов в российскую юрисдикцию.

Да и речи о возвращении в российскую юрисдикцию природных ресурсов быть не может, так как за пять лет до этих поправок ГД приняла N 19-ФЗ от 07.01.1999, в котором отдельной строкой было прописано:

О какой иностранной юрисдикции можно говорить, если совместно с иностранцами можно разрабатывать лишь 30% недр?

Этот вариант был отклонен Советом Федерации (постановление от 04.09.1998 N 396-СФ), вследствие чего была создана согласительная комиссия, одним из членов которой со стороны отстаивающего интересы иностранного капитала Совфеда был некто Сергей Семенович Собянин.
Но даже несмотря на то, что из текста закона исчезло положение о стратегических видах ископаемых, а доля совместных разработок увеличилась до 30%, пылу у так называемых «инвесторов» значительно поубавилось, в результате чего более двухсот готовящихся к заключению соглашений так и не были заключены.

Как мы видим, сказка об отмене СРП — это действительно сказка. И, как у каждой сказки, у нее есть реальный фундамент (доход от нефти действительно увеличился), на котором возводятся сказочные интерпретации.

Так что же было сделано для увеличение доходов бюджета?

Ровным счетом ничего. Просто в 2004-м году цена на нефть, росшая потихонечку аж с 99-го года, резко пошла вверх (да и объемы добычи, а следовательно и продажи, растут с того же 99-го).

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

2. Отношения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, в том числе возникающие в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, а также особенности применения настоящего Федерального закона с учетом ограничений или запретов на право собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты регулируются законодательством Российской Федерации о недрах, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если законодательными актами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в сфере регулирования отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, применяются правила настоящего Федерального закона.

Статья 2. Соглашение о разделе продукции

1. Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.

Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.

В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.

В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

Это интересно:  Закон о госуслугах рк на 2019 год

В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:

если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

5. Пункт 5 статьи 2 утратил силу согласно Федеральному закону от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ.

6. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.

7. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.

Статья 3. Стороны соглашения

1. Сторонами соглашения (далее — стороны) являются:

Российская Федерация (далее — государство), от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации, или уполномоченные им органы;

инвесторы — юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и(или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

2. В случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Статья 4. Пользование участками недр на условиях раздела продукции

1. Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения.

3. В случае, если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения.

Статья 5. Срок действия соглашения

1. Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения.

2. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.

Глава II. Заключение и исполнение соглашений

Статья 6. Порядок заключения соглашения

1. Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в пункте 3 настоящей статьи. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.

В отношении участков недр, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.

Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.

Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами.

2. Пункт 2 статьи 6 утратил силу согласно Федеральному закону от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ.

3. Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона.

В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.

Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.

4. Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации.

Абзацы 2 и 3 пункта 4 статьи 6 утратили силу согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ.

5. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона.

6. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Условия выполнения работ

1. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее — работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

2. Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации и требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране недр, окружающей среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:

предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;

привлечению работников — граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций;

приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 процентов общей стоимости приобретенных (в том числе по договорам аренды, лизинга и по иным основаниям) в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией. При этом для целей настоящего Федерального закона оборудование, технические средства и материалы считаются российского происхождения при условии, что они изготовлены российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации на территории Российской Федерации из узлов, деталей, конструкций и комплектующих, не менее чем на 50 процентов в стоимостном выражении произведенных на территории Российской Федерации российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации;

абзац 5 пункта 2 статьи 7 утратил силу согласно Федеральному закону от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ;

осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую среду, а также по ликвидации последствий такого влияния;

страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду;

ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.

Стороны могут согласовать применение общепринятых в мировой практике ведения работ по разведке и добыче минерального сырья требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране недр, окружающей среды и здоровья населения, а также документов по стандартизации в этой области, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70 процентов технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения. Данное положение не распространяется на использование объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением.

Положения настоящей статьи, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации, в случае присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами Всемирной торговой организации и соглашением о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

4. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.

5. По завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья инвестор обязан возвращать участки территории, переданной ему в пользование в соответствии с условиями соглашения. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются соглашением.

6. Геологическая и технико-экономическая информация по объектам, на которых проводятся работы по соглашению и намечается добыча полезных ископаемых, должна быть представлена на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяется соглашением. Порядок назначения представителей государства в управляющем комитете, их полномочия, а также порядок подготовки и принятия указанными лицами решений от имени государства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Раздел продукции

1. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи) условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту Российской Федерации, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации, добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее — компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90 процентов общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;

раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Это интересно:  Закон о выплате заработной платы 2019

2. В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в пункте 1 настоящей статьи. При этом соглашение должно предусматривать условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов;

передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.

3. Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции, предусмотренный настоящей статьей. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции, установленного настоящей статьей, на другой, установленный настоящей статьей, а также замену одного способа раздела продукции на другой.

Статья 9. Право собственности инвестора на произведенную продукцию

1. Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.

2. Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Статья 10. Распределение и реализация государственной доли произведенной продукции

1. Реализация государственной доли произведенной продукции осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Распределение стоимостного эквивалента произведенной продукции, а также иных доходов, получаемых государством в результате раздела продукции, между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Доходы от реализации соглашения, полученные с участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет.

2. Пункт 2 статьи 10 утратил силу согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ.

3. Пункт 3 статьи 10 утратил силу согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ.

Статья 11. Право собственности на имущество

1. Имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением.

Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.

В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество это имущество относится к федеральной собственности. Порядок дальнейшего использования указанного имущества определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 11.1. Геологическая информация о недрах при реализации соглашений

1. Обладателем первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, полученных при выполнении работ по соглашению, является Российская Федерация.

2. Право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, полученную при выполнении работ по соглашению, принадлежит Российской Федерации.

3. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться геологической информацией о недрах в целях выполнения работ по соглашению.

4. Условия использования геологической информации о недрах, полученной при выполнении работ по соглашению, определяются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Транспортировка, хранение и переработка минерального сырья

1. Инвестор имеет право свободного доступа на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта, а также право на свободное использование на договорной основе объектов трубопроводного и иных видов транспорта, объектов по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий.

2. Инвестор в рамках выполнения работ по соглашению имеет право на сооружение объектов по хранению, переработке и транспортировке минерального сырья, право собственности на которые определяется соглашением с учетом положений статьи 11 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Налоги и платежи при исполнении соглашения

1. При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

2. При выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок зачисления указанных в настоящем пункте платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Учет и отчетность

1. Учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Бухгалтерский учет и отчетность при выполнении работ по соглашению ведутся в валюте Российской Федерации (рублях) или в иностранной валюте. В случае если ведение бухгалтерского учета осуществляется в иностранной валюте, отчетность, предоставляемая в государственные органы, должна содержать данные, исчисленные как в принятой иностранной валюте, так и в рублях. При этом все данные, исчисленные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу Банка России на день составления отчетности.

Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

Для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в рублях и(или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и(или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ.

Статья 16. Передача прав и обязанностей по соглашению

1. Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

2. Передача прав и обязанностей по соглашению совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью соглашения, в порядке и в сроки, определенные соглашением, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта.

3. С согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением соглашения, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 17. Стабильность условий соглашения

Изменения в условии соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные соглашения.

2. В случае, если в течение срока действия соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением.

Указанное положение об изменении условий соглашения не применяется в случае, если законодательством Российской Федерации вносятся изменения в требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране недр, окружающей среды и здоровья населения, а также в документы по стандартизации в этой области, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе в целях приведения таких требований и документов в соответствие с аналогичными требованиями и документами по стандартизации, принятыми и общепризнанными в международной практике.

Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора

1. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

2. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности.

Статья 19. Контроль за исполнением соглашения

1. Государственный контроль за исполнением соглашения осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Уполномоченные представители указанных в пункте 1 настоящей статьи органов, осуществляющих контроль за исполнением соглашения, имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по соглашению, а также к документации, относящейся к проведению указанных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением соглашения.

3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции.

Указанный доклад направляется в Счетную палату Российской Федерации и рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации только по представлении Счетной палатой Российской Федерации своего заключения.

Статья 20. Ответственность сторон по соглашению

1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства Российской Федерации.

2. Условия и порядок распределения между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации расходов для удовлетворения требований инвестора о возмещении убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государством своих обязательств по соглашению, а также порядок взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации при рассмотрении предъявленных государству требований инвестора, касающихся исполнения государством своих обязательств по соглашению, устанавливаются договорами, указанными в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Прекращение действия соглашения

1. Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона.

2. Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со статьями 8 и 13 настоящего Федерального закона не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений статей 2 и 6 настоящего Федерального закона.

Статья 22. Разрешение споров

Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах).

Статья 23. Иммунитет государства

В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и(или) арбитражного решения.

Глава III. Заключительные положения

Статья 24. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 25. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации, представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Правительству Российской Федерации, Банку России в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.

3. Правительству Российской Федерации в I квартале 1996 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об утверждении перечня месторождений, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, topwar.ru, files.stroyinf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector