+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон об образовании статья 2

Для целей настоящего Федерального законаприменяются следующиеосновныепонятия:

1) образование — единый целенаправленныйпроцесс воспитания иобучения,являющийся общественно значимым благом и осуществляемый винтересах человека, семьи, общества и государства, а такжесовокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностныхустановок,опыта деятельности и компетенции определенных объема исложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,творческого, физического и (или) профессионального развитиячеловека, удовлетворения его образовательных потребностей иинтересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитиеличности, создание условий для самоопределения и социализацииобучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственныхценностейи принятых в обществе правил и норм поведения в интересахчеловека,семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организациидеятельностиобучающихся по овладению знаниями, умениями, навыкамии компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитиюспособностей,приобретению опыта применения знаний в повседневнойжизнии формированию у обучающихся мотивации получения образованиявтечение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования,характеризующийсяопределенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков икомпетенции, характеризующий подготовленность к выполнениюопределенноговида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт -совокупностьобязательных требований к образованию определенногоуровняи (или) к профессии, специальности и направлению подготовки,утвержденных федеральным органом исполнительной власти,осуществляющимфункции по выработке государственной политики инормативно-правовомурегулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательныхтребованийк высшему образованию по специальностям и направлениямподготовки, утвержденных образовательными организациями высшегообразования,определенными настоящим Федеральным законом или указомПрезидентаРоссийской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательныетребования к минимуму содержания, структуре дополнительныхпредпрофессиональныхпрограмм, условиям их реализации и срокамобучения по этим программам, утверждаемые в соответствии снастоящимФедеральным законом уполномоченными федеральными органамиисполнительнойвласти;

9) образовательная программа — комплексосновных характеристикобразования (объем, содержание, планируемые результаты),организационно-педагогическихусловий и в случаях, предусмотренныхнастоящимФедеральным законом, форм аттестации, который представленввиде учебного плана, календарного учебного графика, рабочихпрограмм учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иныхкомпонентов,а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа -учебно-методическаядокументация (примерный учебный план, примерныйкалендарныйучебный график, примерные рабочие программы учебныхпредметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов),определяющая рекомендуемые объем и содержание образованияопределенного уровня и (или) определенной направленности,планируемые результаты освоения образовательной программы,примерныеусловия образовательной деятельности, включая примерныерасчеты нормативных затрат оказания государственных услуг пореализацииобразовательной программы;

11) общее образование — вид образования,который направлен наразвитиеличности и приобретение в процессе освоения основныхобщеобразовательныхпрограмм знаний, умений, навыков и формированиекомпетенции,необходимых для жизни человека в обществе, осознанноговыборапрофессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, которыйнаправленна приобретение обучающимися в процессе освоения основныхпрофессиональныхобразовательных программ знаний, умений, навыков иформированиекомпетенции определенных уровня и объема, позволяющихвестипрофессиональную деятельность в определенной сфере и (или)выполнятьработу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, которыйнаправленна приобретение обучающимися знаний, умений, навыков иформированиекомпетенции, необходимых для выполнения определенныхтрудовых,служебных функций (определенных видов трудовой, служебнойдеятельности,профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, которыйнаправлен на всестороннее удовлетворение образовательныхпотребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном,физическом и (или) профессиональном совершенствовании и несопровождаетсяповышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо,осваивающее образовательнуюпрограмму;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденныепсихолого-медико-педагогической комиссией и препятствующиеполучениюобразования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность -деятельность по реализацииобразовательныхпрограмм;

18) образовательная организация -некоммерческая организация,осуществляющаяна основании лицензии образовательную деятельность вкачествеосновного вида деятельности в соответствии с целями, радидостижениякоторых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение,- юридическое лицо,осуществляющее на основании лицензии наряду с основнойдеятельностью образовательную деятельность в качестведополнительноговида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательнуюдеятельность,- образовательные организации, а такжеорганизации,осуществляющиеобучение. В целях настоящего Федерального закона корганизациям, осуществляющим образовательную деятельность,приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющиеобразовательнуюдеятельность, если иное не установлено настоящимФедеральнымзаконом;

21) педагогический работник — физическоелицо, которое состоитвтрудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющейобразовательнуюдеятельность, и выполняет обязанности по обучению,воспитанию обучающихся и (или) организации образовательнойдеятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень,трудоемкость, последовательность и распределение по периодамобученияучебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,иных видов учебной деятельности и, если иное не установленонастоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестацииобучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебныйплан, обеспечивающийосвоениеобразовательной программы на основе индивидуализации еесодержанияс учетом особенностей и образовательных потребностейконкретногообучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной наформирование, закрепление, развитие практических навыков икомпетенции в процессе выполнения определенных видов работ,связанныхс будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентацияобразовательнойпрограммы на конкретные области знания и (или) видыдеятельности,определяющая ее предметно-тематическое содержание,преобладающиевиды учебной деятельности обучающегося и требования крезультатамосвоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование,включаяспортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в томчисле музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные иаудиовизуальныесредства, печатные и электронные образовательные иинформационныересурсы и иные материальные объекты, необходимые дляорганизацииобразовательной деятельности;

27) инклюзивное образование -обеспечение равного доступа кобразованиюдля всех обучающихся с учетом разнообразия особыхобразовательныхпотребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательнаяпрограмма — образовательнаяпрограмма, адаптированная для обучения лиц с ограниченнымивозможностямиздоровья с учетом особенностей их психофизическогоразвития, индивидуальных возможностей и при необходимостиобеспечивающаякоррекцию нарушений развития и социальную адаптациюуказанныхлиц;

29) качество образования — комплексная характеристикаобразовательнойдеятельности и подготовки обучающегося, выражающаястепеньих соответствия федеральным государственным образовательнымстандартам,образовательным стандартам, федеральным государственнымтребованиями (или) потребностям физического или юридического лица,винтересах которого осуществляется образовательная деятельность, втом числе степень достижения планируемых результатовобразовательнойпрограммы;

30) отношения в сфере образования -совокупность общественныхотношенийпо реализации права граждан на образование, целью которыхявляетсяосвоение обучающимися содержания образовательных программ

(образовательные отношения), и общественных отношений, которыесвязаныс образовательными отношениями и целью которых являетсясозданиеусловий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся,родители(законные представители) несовершеннолетних обучающихся,педагогические работники и их представители, организации,осуществляющиеобразовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участникиобразовательныхотношений и федеральные государственные органы,органы государственной власти субъектов Российской Федерации,органыместного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогическогоработника — ситуация,при которой у педагогического работника при осуществлении импрофессиональнойдеятельности возникает личная заинтересованность вполученииматериальной выгоды или иного преимущества и котораявлияетили может повлиять на надлежащее исполнение педагогическимработникомпрофессиональных обязанностей вследствие противоречиямеждуего личной заинтересованностью и интересами обучающегося,родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми -комплекс мер по организациипитанияи хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечениюсоблюденияими личной гигиены и режима дня.

Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Это интересно:  Переход на пенсию умершего супруга закон

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Это интересно:  Нельзя шуметь с 13 до 15 закон

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Закон об образовании статья 2

В комментируемом законе впервые в истории российского законодательства об образовании появляется отдельная статья, объединяющая основные понятия образовательного права и дающие этим понятиям исчерпывающие определения. До этого ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не содержалось статей – глоссариев основной терминологии, используемой при правовом регулировании отношений в сфере образования.

Комментируемая статья объединяет 34 термина, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и законодательстве об образовании, и дает им определение, позволяя тем самым упорядочить на терминологическом уровне процессы правотворчества и правоприменения в сфере образования.

Появление в Законе об образовании статьи-глоссария с точки зрения юридической техники представляет собой несомненный шаг вперед. Унификация терминологического аппарата законодательства об образовании позволяет в правотворчестве добиться единообразия нормативно-правового лексикона на всех трех уровнях законодательства об образовании —федеральном, региональном (акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации) и муниципальном (муниципальные акты, регулирующие отношения в области образования). В правоприменении такая унификация позволяет избежать так называемых скрытых коллизий, то есть таких столкновений правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах, которые происходят из-за различного понимания одних и тех же терминов. Комментируемая статья Федерального закона об образовании сразу же стала особо востребованной в правоприменительной деятельности. На определения понятий, используемых в Федеральном законе об образовании, стали часто ссылаться суды в мотивировочной части своих решений (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. № 56-АПГ15-17 , Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 78-АПГ14-2 [1] и т. д.).

Иные термины законодательства об образовании, не упомянутые в ст. 2 Федерального закона об образовании, используются в тех значениях, которые определены в других источниках образовательного права (международных договорах Российской Федерации, российских законодательных и подзаконных актах).

Термины административного, гражданского, бюджетного и других отраслей российского законодательства, используемые в законодательстве об образовании, применяются в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства. Например, используемые в ст. 99 Федерального закона об образовании («Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования») термины «бюджетные ассигнования» и «государственные (муниципальные) услуги» понимаются так, как они определены в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Следует также отметить, что Федеральный закон об образовании содержит ряд терминологических новелл: вводятся новые понятия, ранее не использовавшиеся в законодательстве об образовании, а отдельные понятия используются в новом или измененном смысле (например, «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение», «организации, осуществляющие образовательную деятельность»; «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования» и т. д.

[1] Документы опубликованы не были. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[2] Официальные документы в образовании. № 29, октябрь, 2014.

Автор — А.Н. Козырин
01 мая 2016 года

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Ст. 2 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • 1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  • 2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • 3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
  • 4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований;
  • 5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности;
  • 6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определёнными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
  • 8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
  • 9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
  • 10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  • 11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
  • 12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
  • 13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
  • 14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
  • 15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
  • 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
  • 17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
  • 18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • 19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  • 21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
  • 22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
  • 23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • 24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
  • 25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
  • 26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
  • 27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • 28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
  • 29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
  • 30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
  • 31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • 32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
  • 33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Это интересно:  Как не ходить в армию законно

Статья написана по материалам сайтов: zakon-ob-obrazovanii.ru, www.lexed.ru, dogovor-urist.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector